Якут-гора в начале мая

May 08, 2018 23:32

Итак, до вершины я добрался на удивление быстро. Снег был плотный и сильно не проваливался. Вышел с дороги в 7 утра, а в двеннадцатом часу уже пытался найти на железе тригопункта свои инициалы, нацарапанные на нём много лет назад. Кстати, ходил в болотниках. Для мокрого снега - нормальная обувь. Конечно же, сапоги одевал со стельками, шерстяными носками и портянками. Иначе, в резине на снегу - плохо.

Собственно вершина Якут-горы не очень фотогенична. Никаких тебе эффектных пиков, куполов, или, хотя бы каменистых или тундровых площадок. Это просто хребет, с крутым южным склоном, занятым берёзовым криволесьем, и пологим северным склоном, занятым елово-берёзовой лесотундрой. Вершина почти не выражена в рельефе: в сотне метров западнее имеется практически такая же по высоте отметка, заросшая елово-пихтовым лесом. Тем не менее, даже в летний период, когда много листвы, с вершины много чего можно разглядеть, благодаря проплешинам и редкому лесу. Ничего не видно только в западном направлении, из-за соседней, заросшей лесом отметки.

Ну вот, к-примеру, вид на юг, где в 23 км видна гора Голая.

Внизу прекрасно видна трасса Осиновка - Рудная Пристань на участке Высокогорского перевала. Кстати, не только видна, но и слышна. Ветер был слабый, и я очень хорошо слышал шум дороги. Причём, машины было разглядеть с такого расстояния трудновато, зато шуму от них - что в городе! Из-за большегрузов и длинномеров, конечно. Лязг и громыхание доносилось со всего отрезка грунтовки. Отсюда хорошо видно, что дорога на перевале извилиста. Когда я ночевал в машине на соседней горе Нежданка, свет фар от машин на Высокогорском перевале создавал интересный эффект. Из-за серпантина, видимого оттуда под острым углом, казалось, что напротив расположилось не шоссе, а карьер, и самосвалы снуют в пыли туда-сюда.

Кстати, мимо Якут-горы проходит и авиатрасса Дальнегорск - Владивосток. При ветрах с востока, заход на посадку осуществляется со стороны Берёзового ключа. Самолёты здесь уже снижаются довольно низко, так что пролетают прямо напротив. В 1970-х самолёт Ан-2 даже столкнулся с горой. Правда, скорее не столкнулся, а задел и рухнул на склон. Но настолько удачно, что все пилоты и пассажиры не только остались живы, но и самостоятельно спустились к дороге и уехали на попутках.

Вообще, виды с вершины вполне самолётные. Относительное превышение над верховьями Нежданки составляет ок. 900 м. Хотя, можно "посмотреть сверху вниз" и со всех 1328 метров, ведь с ЯкутЫ видать и море. Правда, погода подкачала, Рудная Пристань и мыс Бринера были под облаками. Так бы, конечно, море я бы сфотал. Вот вид на юго-восток, в направлении моря:

Оно было бы видно справа от Сахарной и Солонцовой, которые по центру кадра. Если глянуть на восток, то за горой Нежданка (Перлитка), в 13 км, можно разглядеть дальнегорский микрорайон Горелое и Нежданкинское водохранилище.

На северо-восток от вершины идёт долина Берёзового ключа, долина Рудной, и на горизонте, в хорошую погоду, видны вершины хр. Дальний - от Глухоманки до Самолётной и Верблюда.

Ну и, наконец, на севере и северо-западе можно обозреть верховья Большой Уссурки и ближайшую господствующую вершину г. Седая 1356 м., до которой 8 км по прямой.

Несмотря на строгий запрет посещения лесов, и ещё более строгий на разведение костров, я решил всё-таки отобедать на вершине у небольшого костерка. Кое-как разгрёб в полуметровом плотном снегу площадку и поджёг сухие ветки.

Во-первых, о пожароопасном периоде после такого снегопада можно было забыть. Во-вторых, колбаски, подогретые на костре, несколько аппетитнее холодных. В-третьих, спалить фантики и упаковку. В-четвёртых, мне повсюду слышались медведи. На самом деле, это с еловых лап рушились большие комья снега, но шум и треск в лесу стоял такой, словно меня окружало целое стадо медведей.

Лес с северной стороны у вершины:

Кстати, эти две последних фотки надо показать тем, кто жалуется на погоду и ждёт лета. Типа, май в некоторых очкурах Приморья бывает и таким вот хреновым...

Но после обеда, когда я пошёл на спуск, солнце всё же начало пробивать облака. Стало намного теплее и веселее. К концу похода морда даже начала немножко гореть от слепящего снега.

На плато, не доходя восточных утёсов, я всё-таки столкнулся со зверюгой нос к носу.

Зайка серенький притаился в кустиках и позволил себя пофотать. Замер, уши прижал, только глазёнками - луп, луп. Типа его не видно, ага... Я уже видал таких "партизан" в декабре, в белой шубке на фоне жухлой листвы. Так что снег может надурить не только автомобилистов. То его нет до Нового Года, то в конце весны навалит.

По мере спуска, листвы и цветущего рододендрона становилось всё больше.

По моим прикидкам, на каждые 33 метра высоты приходится один день. То есть, если вершина сопки располагается на 500 м выше долины, то весной на ней всё отстаёт примерно на пол месяца. Осенью, соответственно, убегает вперёд на столько же. Как-то так. Если, конечно, не брать в расчёт ориентацию склонов по сторонам света.

А это уже вид на восточный склон со стороны дороги на Перлитку. Виден тот самый крутяк и утёсы, за которыми начинается пологое плато:

А здесь уже лес в верховьях Нежданки, в тот же день 6 мая. Зелень радует глаз после мрачной белизны, которую я лицезрел, поднимаясь на вершину до обеда.

Последние километры до дома по трассе:

И ещё один взгляд назад, на Якут-гору, которая немного высовывается из-за сопок за Нежданкинским водохранилищем: