Игра в Flappy Bird как "действие без надежды на успех"

Feb 25, 2014 13:01


Изначально текст мог быть не здесь, но в итоге решил не оставлять в стол, а выложить здесь

В философском эссе Альбера Камю "Миф о Сизифе" вводятся и объясняются такие понятия как "абсурд", "абсурдная жизнь" и "человек абсурда". В самом конце работы француза пересказывается миф о Сизифе, которого олимпийские боги под предводительством Зевса приговорили вечно таскать огромную каменную глыбу на вершину горы. Как только Сизиф поднимал глыбу на вершину, она тут же скатывалась обратно к самому подножию горы и Сизиф вынужден был снова начинать своё восхождение с огромным камнем.

У Камю это метафорический образ абсурда, а сам абсурд он определяет как "действие без надежды на успех". В этом смысл абсурдной жизни, в постоянной борьбе и бессмысленности любого труда. Сизиф - абсурдный герой, который делает одно и то же снова и снова и лишь в этом и будет состоять его жизнь.

Flappy Bird совсем недавно обрела популярность среди множества людей и в это множество вошли не только так или иначе причастные к игровой индустрии. Игра проста и никак не меняется на протяжении всего игрового процесса. Игроку, управляя маленькой птичкой посредством постоянного ритмичного прикосновения к экрану смартфона, нужно пролететь между двумя зелёными трубами как можно большее количество раз. И всё - в игре нет никаких транзакций, никакого усиления способностей персонажа, только сам игровой процесс и итоговый результат. Также отмечалось, что игра вызывает сильные приступы ярости и привыкания, до такой степени, что люди, уничтожая свой смартфон после неудачной попытки в игре, почти сразу же устанавливали игру заново - уже на новый смартфон.

Это по-настоящему абсурдная игра, не награждающая игрока почти за любое действие новой возможностью, костюмом или любым другим игровым предметом. Единственное, что может предложить вам игра - это получение удовольствия от самого процесса. А этот процесс очень напоминает наказание Сизифа - игрок снова и снова повторяет путь птички, с той лишь разницей, что здесь всё ещё хуже. У игрока даже нет "вершины горы", нет некой финишной черты, которая даст хоть слабый, но миг триумфа перед тем, как снова вернуть несчастного в действительность тщетности его усилий. Есть лишь лучший результат, но ведь он никак не конец пути, а лишь некое издевательство над игроком, который понимает, что он, в отличии от Сизифа, не может достичь даже вершины горы, он лишь снова и снова начинает поднимать свою глыбу и она упорно падает вниз, так и не имея шансов дойти до вершины. Пожалуй, в этом и есть вся прелесть Flappy Bird - игры, где сам человек не может так или иначе сделать игру легче и улучшить результат, не принимая усилий. Усилий, которые тщетны, так как достичь чего-либо игрок никогда не сможет.

Сизиф победил Смерть, так как не хотел умирать, и радостно, по мнению Камю, переносил вечные муки бессмысленного труда вместо упокоения в загробном мире. Птичка в Flappy Bird тоже снова и снова не умирает, она тоже вечно мучается, снова и снова зачем-то летит вперёд, не имея никакой надежды на то, что что-то изменится. Игрок может выключить свой смартфон и выйти из этой абсурдной жизни. Главное, чтобы его собственная жизнь не стала такой же абсурдной, полной одних и тех же бесконечных действий, в которых он не будет видеть ни смысла, ни значения для себя. Главное, чтобы весь абсурд жизни выключался вместе с приложением, а сама жизнь возвращала вас к другой жизни, жизни, наполненной смыслом.

абсурд, via ljapp, flappy, Сизиф, bird, миф, Камю

Previous post Next post
Up