Нелинейная музыка

Mar 30, 2013 00:14

За последние сто с лишним лет, в эпоху звукозаписи, люди привыкли к линейности музыки. К понравившейся композиции слушатель может возвращаться снова и снова, практически в любое удобное ему время. После десятков прослушиваний он практически знает ее наизусть. В ней не остается ничего неожиданного. На последних тактах куплета слушатель уже предвкушает начало припева. Такая ситуация является неявным, но существенным ограничением.

Ограничениях в музыке сами по себе не содержат ничего хорошего или плохого. Все зависит от контекста. Набор ограничений формирует стиль. Соблюдение стиля нередко позволяет структурировать и украсить композицию. А в минималистической музыке ограничениям вообще придается особо важное значение. Тем не менее, появление новых музыкальных авангардных течений практически всегда связано с выходом за пределы некоторых ранее привычных ограничений.

Ясно, что нельзя назвать линейность естественным свойством музыки. Многие исполнители на концертах играют известные композиции в непривычной слушателю обработке, а также меняют структуру. Разнообразные формы импровизационной и экспериментальной музыки предполагают формирование структуры композиций, соло-партий и, порой, звука в целом, непосредственно в момент исполнения, причем не всегда с предсказуемым заранее результатом. Однако даже импровизационное соло, если оно записано в составе композиции, ставшей популярной, начинает восприниматься линейно. Т.е. слушатель после большого количества прослушиваний запоминает это соло, его развитие, соответственно, становится предсказуемым и линейным.

Как можно обойти это ограничение? Предположим, мы записали музыкальную композицию. И во время записи сделали сразу 5 вариантов некоторой части (например, куплета), отличающиеся продолжительностью, деталями аранжировки и т.д. Далее, в тот момент, когда слушатель запускает воспроизведение композиции, случайным образом незаметно для слушателя выбирается один из этих 5 вариантов. Теперь слушатель не знает во время прослушивания, каким именно будет развитие.

Но ведь кто-то может запомнить все 5 вариантов? Это не проблема. Мы можем записать также 5 вариантов перехода с куплета на следующую часть, 5 вариантов коды, 5 вариантов вступления, 5 вариантов соло. Получится уже 625 возможных сочетаний, запомнить их все практически невозможно. А если записать 10 или 20 таких кусков, это уже будет огромнейшее количество вариантов. Это и есть нелинейная музыка.

Вы когда-нибудь слушали хорошо знакомый вам альбом в режиме случайного порядка воспроизведения треков? Вспомните свои ощущения в момент, когда заканчивается предыдущий трек, и вот-вот начнется новый, но вы не знаете, какой именно. В нелинейной музыке это ощущение присутствует постоянно.

Нелинейная музыка требует более сложного процесса записи и специального обеспечения воспроизведения. Но ее возможности и перспективы потрясающе широки.

механизмы создания

Previous post Next post
Up