Эстетическое восприятие - часть 5

Sep 03, 2012 21:57

Любое физическое действие имеет мотив. Создание произведения искусства - не исключение. Мотивирован каждый элемент произведения искусства - слово, цвет, жест, нота. При этом мотивом не всегда является только лень, отчасти он базируется на ценностях автора. Наибольший интерес, разумеется, представляет исследование таких мотивов в музыкальном творчестве. Но я начну с более простых и примитивных вещей - с литературы.

Для простоты возьмем художественную литературу, базирующуюся на повествовании. Ее можно охарактеризовать тем, о чем автор повествует, и тем, как он это делает. Обе характеристики являются мотивируемыми, но во второй ценностная база автора проявляется ярче.

Эстетическая ценность произведения является производной от этой ценностной базы автора. Чтобы наглядно показать это, вспомним кое-что о ценностях базах.

Любая ценностная база является внутренне противоречивой. Ее качественный уровень определяется отношением к этим противоречиям. На нулевом уровне противоречия игнорируются, подавливаются, человек делает вид, что их нет. При виде противоречия, человек, находящийся на этом уровне, засовывает голову в песок (или в бетон, в зависимости от ситуации). В ситуации, когда это невозможно, он испытывает страх и агрессию, начинает защищаться любыми доступными способами. Это уровень выживания. Причем выживание не зависит от самого человека, а лишь только от внешних факторов, на которые он не может повлиять, оставаясь на этом уровне.

На более высоком уровне человек осознает противоречие, однако не подступает к его разрешению, не исследует его. Это уровень саморазрушения, депрессии, сопровождается низкой самооценкой. Он неустойчивый. Человек через какое-то время нахождения на этом уровне поднимется выше или опустится вниз.

Следующий уровень - исследование противоречия. На этом уровне ситуация исследуется с разных точек зрения. Собирается информация о ней. Возможно мышление, анализ синтез, оценка.

Высший уровень - разрешение противоречий (по Гегелю).

Произведение искусства соответствует какому-то их этих уровней. Пауло Коэльо и Ричарда Баха читать так противно именно потому что они, находясь на первом уровне, имитируют четвертый. Маскируя существенное противоречие несущественным, делают вид, что решают его. Это весьма умный страус, который, прежде чем засунуть голову в песок, еще поворачивается к пугающему объекту спиной.

Достоевский и Шекспир так интересны именно потому что они описывают проблему очень многогранно, и при этом без лишнего распыления. Они находятся на третьем уровне.

Попасть на четвертый, оставаясь в рамках художественной литературы, невозможно.

Запись сделана с помощью m.livejournal.com.

эстетическое восприятие

Previous post Next post
Up