Сахарные рельсы Херши

Jan 30, 2013 00:31

См.также:
Почему возвращаются на Кубу
Сигары Пинар-дель-Рио
Прогулка по Гаване
Фотоочерк с юго-востока Кубы

Примерно в 40 километрах к востоку от Гаваны среди холмистых плантаций тростника затерялся небольшой городок Херши. Сегодня он может поразить разве что огромным корпусом закрытого сахарного завода - но за этими стенами и старыми обветшалыми постройками скрывается интересная и богатая история уникальной для Кубы модели социального развития.

Впервые Милтон Херши посетил Кубу когда ему исполнилось уже 59 лет, влюбившись в её потрясающе красивую природу и удивительный климат с первого взгляда. И так получилось, что за оставшиеся годы жизни этот шоколадный магнат перевернул уклад целого региона. В качестве отправной точки для своей экспансии Херши выбрал небольшой сахарный завод в глухом лесистом углу вопреки советам опытных бизнесменов, предостерегавших его от вложения инвестиций из-за слабого развития транспортной инфраструктуры. Не вняв советам, Херши уже в 1918 году построил здесь один из крупнейших на Кубе заводов по переработке сахарного тростника, скупив также близлежащие плантации. Для того, чтобы наладить отправку и прием грузов и для подвоза рабочих Херши, построил передовую для всей Северной Америки систему интерурбан - электрифицированной железнодорожной сети, связавшей Херши с Гаваной и Матанзасом, а также близлежащие города и посёлки. Железная дорога была обеспечена комфортабельными и современными вагонами Brill, а в самом Херши было открыто мощное депо с ремонтным цехом. Открытие интерурбана состоялось в 1922 году. На десятилетия вперед построенный Милтоном Херши интерурбан станет основным связующим звеном во всем регионе между Гаваной и Матанзасом, к которому будут подведены другие вспомогательные линии. Более того, если в США и Канаде интерурбаны сгинули прочь ещё в первой половине прошлого века, то на Кубе эта система по-прежнему играет важную роль в обеспечении транспортными перевозками жителей обширной сельскохозяйственной долины вдоль северного побережья.

Электрическая железная дорога и крупный сахарный завод - не единственное, что оставил в наследие шоколадный магнат. В своем городе (будем называть вещи своими именами) он построил немало бунгало для сдачи в аренду рабочим - точно таких же, что в те времена строились в США. В Херши на средства мецената были открыты бесплатная школа, кинотеатр, поликлиника, спортивный клуб, баскетбольное поле, гольф-клуб. После трагедии на железной дороге оставшиеся сиротами дети были пристроены в только что открывшийся воспитательный дом, который одновременно стал профессиональным училищем. Здесь готовились новые специалисты, получавшие доступ к современным методам ведения сельского хозяйства. Лишь спустя 10 лет приют/институт был передан государству. Модель развития, предложенная Херши, хотя и шла вразрез со стандартными методами хозяйствования иностранных бизнесменов на Кубе, всё же оказалась успешной. И предприятие было продано местной компании Cuban Atlantic Sugar лишь в 1946 году, спустя год после смерти Херши. На момент продажи компания Херши на Кубе объединяла 24 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий, 5 сахарных заводов и один завод по производству арахисового масла, 4 электростанции, 350 километров железнодорожных путей.

После кубинской революции предприятие было национализировано и вплоть до развала социалистического лагеря устойчиво функционировало. Разрыв хозяйственных связей с СССР привел к затяжному кризису на заводе, из которого он так и не смог выбраться, закрывшись в 2002 году.

Кубинцы по достоинству оценили вклад Херши в развитие страны. Его имя не запятнано сотрудничеством с режимом Батисты и коррупцией. И, как ни странно, именно американец оказался одной из немногих фигур 20-го века, к кому с почтением относились на Кубе и до Революции, и после. Ещё при жизни он получил Большой крест национального ордена - высшую государственную награду Кубы. А новые власти, в знак уважения к наследию бизнесмена, не стали менять название города несмотря на его явное противоречие с природой нового социального устройства.



Сегодня бывший сахарный завод выглядит зловеще, поражая своими размерами



Брошенные ангары завода. На одной из его площадок, впрочем, организовано производство керамической плитки



А вот и классические бунгало - в точно таких же жили и американские рабочие того времени



Вагон Brill - когда-то был самым передовым и комфортабельным способом перемещения. Такие вагоны обслуживали линию вплоть до конца 1990-х годов, впоследствии выполняя вспомогательную роль. Сегодня их сохранилось три штуки - 3006, 3008 и 3009



Эти вагоны Sarria были завезены из Испании во второй половине 90-х; раньше они работали на пригородных линиях каталонской компании Ferrocarrils de la Generalitat de Catalunya. На Кубе вагоны довольно быстро пришли в упадок, однако в последние пару лет их состояние улучшилось. В частности, многие вагоны были аккуратно выкрашены.



С этого полустанка, расположенного за забором депо, каждые два часа отправляется вагонная сцепка до городка Харуко



Сцепка из вагонов 401+501 готовится продолжить свой путь из Гаваны в Матанзас после небольшого ремонта пантографа, подъезжая к станции Херши. Ежедневно в каждом направлении отправляется по три графика - рано утром, днём и рано вечером. Конечная станция в Гаване, Casa Blanca, расположена на другом берегу от центра



Интерьер вагона. Чем-то напоминает вагон метрополитена



Маршрутное такси стоит в ожидании у железнодорожного переезда возле линии



Едем по живописной красочной долине, хотя небо пока остаётся пасмурным.



В дневное время большинство пассажиров поезда - школьники, которых он развозит по окрестностям из той самой легендарной школы Херши



Вагон грохочет, раскачивается и гудит, пробираясь в глубь тропических чащоб. Создается полное ощущение чего-то нереального, словно попал в 20-е годы прошлого века



Выглянуло солнце - природа заиграла красками ещё сильнее



Банановая плантация



Практически возле каждой коровы на Кубе дежурит вот такая вот белая птица. Коровы нисколько не возражают против такой кампании - ведь лучшего защитника от паразитов не сыскать. Официально она зовется Bubulcus Ibis, или просто ибис, или египетская цапля



Две женщины пытаются договориться, чтобы их подбросили на ЗИЛе



Поразительно, но дверь кабины в хвостовом вагоне не закрывается. Сюда можно заходить, сидеть, стоять, выпрыгивать через открытую дверь. Или просто любоваться видом уходящих вдаль рельс



Несмотря на бедность, люди выращивают возле своих домиков кусты с цветами и кактусы



Довольно типичные постройки вдоль железной дороги на Матанзас



Эти дома приютились между скальными выступами и озером



Подъезжаем к станции Матанзас



После высадки пассажиров вагоны на время отъехали от станции, и сейчас здесь проводится очередная техническая инспекция



За последние годы станция Матанзас была приведена в порядок: выкрашены опоры и платформы, высажены цветы



Аккуратный интерьер воспроизводит типичную железнодорожную станцию Северной Америки примерно 70-80 лет назад



Кубинцы стоят в очереди за билетами в кассу. Проездные документы выписываются вручную под копирку



Улица San Blas в Матанзасе ведёт от железнодорожной к станции к Заливу Свиней

См.также:
Почему возвращаются на Кубу
Сигары Пинар-дель-Рио
Прогулка по Гаване
Фотоочерк с юго-востока Кубы
Previous post Next post
Up