Когда-то давным-давно... Если быть точным, 7 или 8 лет назад Макс Воронин, человек из короткого списка коллег, в адрес которых я много ворчал, но теперь искренне жалею, что они приобрели статус «бывших»... Короче, как-то раз, когда конторская машина развозила нас после насыщенного трудового дня, Макс озвучил вполне резонный вопрос: «А что это такое, „экранизация комикса“? Что это за особенный такой жанр, что его выводят в отдельную тему, что люди им восхищаются/ужасаются, и как он вообще соотносится с кинематографом в целом?» Тогда я не смог ответить ничего вразумительного, поскольку был не то юн, не то ленив, не то просто устал. Сейчас можно попробовать сформулировать некоторое связанное определение.
Дисклаймер. Никогда и ни за что данный текст не появился бы на свет божий, кабы не стал я свидетелем ужасающей и богомерзкой экранизации «Скотта Пилигрима» за режиссурой некогда великого, а ныне в моих глазах павшего ниже плинтуса британца Эдгара Райта (защитники Райта, ныряйте на дно поста). Итак, экранизация комиксов это:
1. Халява.
1.1. Халява для режиссёра: Всё Уже Придумано До Нас.
1.2. Халява для сценариста: Всё Уже Придумано До Нас. (ВАЖНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ из пунктова 1.1 и 1.2 это шотландец Марк Миллар. Работавший в своё время и на DC, и на Marvel. Милару фатально, просто пиздец как фатально не везёт на экранизации, поскольку и «Особо опасен» Бекмамбетова, и «Пипец» Вона вышли настолько далёкими от оригинальной авторской задумки, что в голову невольно приходят мысли о заговоре. И совершенно очевидно, что срать хотели эти экранизаторы на «всё уже придумано до нас», им хотелось киношности, им хотелось кассовых сборов).
1.3. Халява для автора диалогов (если вдруг кто не знает, это отдельная оплачиваемая должность: сценарист не всегда сам придумывает диалоги для персоанжей. Вот Гиллиаму в его «Бандитах во времени» с диалогами помогал бывший коллега по пайтону Майкл Пэйлин). Так вот, халява для автора диалогов: Всё Уже Придумано До Нас.
1.4. Халява для оператора-постановщика: Всё Уже Придумано До Нас. Читай: всё раскадрировано, ракурсы, освещение, движение в кадре. Ну халява же, сэр!
1.5. Халява для костюмёра: Всё Уже Придумано До Нас. Не, ну костюмеры тут пытаются чего-то такое изобразить, в виде имитации деятельности. Ну был у героя в комиксах на майке принт в виде трилистника, мы заменим на другой. А потом будем говорить, что адаптировали оригинальную идею.
1.6. Халява для дизайнера причёсок: Всё Уже Придумано До Нас (исключение из пункта 1.6 - дизайнер причёсок сериала «Breaking Bad». Да, это не экранизация комикса. Но этот хемуль
правда здорово потрудился).
1.7. Халява для... ладно, мне уже надоело.
Как по мне, то авторы комиксов, продающие права на свои детища разным киноакулам, должны изначально задирать ценник в три-четыре-восемь раз. Просто принимая во внимания, что сами они (авторы комикса, т.е. автор и художник) уже сделали ПОЛОВИНУ работы этих сраных киношников. Разумеется, те могут сколь угодно возбухать, травить байки про «адаптацию» и «сложности перевода двумерного графического изображения в рамки качественной кинокартины», но мы-то с вами знаем, что к чему.
Алан Мур, к слову, до сих пор так и не посмотрел экранизацию своих «Хранителей». Это несмотря на то, что большинству поклонников оригинала экранизация понравилась. Алан Мур, конечно, великий идеалист. Напомню, что как-то раз он потерял все свои сбережения, когда его жена сбежала с их совместной любовницей и всеми его деньгами. И всё же старик остался идеалистом, так что риспект ему и уважуха. Мир.
P.S. Ах да, про Райта. Опровержение: лично для меня Райн реабилитировался своим «Концом света». Это было здорово, хотя и бестолково, но однозначно живенько и со вкусом. И за этим чувствуется ТРУД. А экранизация Пилигрима - дерьмо на разноцветной палочке. Хотя пипл хавает, чо.