Гиллиаму - 71, или Что снится мёртвым овцам, когда ими кидаются французы

Nov 22, 2011 15:25


По неясной причине до сих пор так и не рассказал об этой книге. Я её терял и находил, я на неё ссылался и цитировал, но внятно поделиться впечатлениями так и не пытался. Что при моей любви к творчеству Гиллиама странно. Нашёл у себя в черновиках созданный еще в марте файл ГИЛЛИАМ.txt, в документе одна-единственная фраза: "Грааль: настоящая овца". Ну я-то помню, о чем речь :)


Итак, в прошлом году в России вышел крайний фильм Гиллиама «Воображариум доктора Парнаса» и питерское издательство «Азбука-классика», подсуетившись, выпустило сборник интервью режиссёра (внимание!) аж 11-летней давности; скромным тиражом в 5000 экземпляров. За книгу издательству, конечно, большое спасибо. Заодно можно поблагодарить самого режиссёра, беседовавшего с ним Иэна Кристи и, как ни печально, покойного Хита Леджера (на момент написания книги с ней еще никак не связанного). Думается, если б не трагическая смерть последнего, фиг бы кто кроме фанатов режиссёра обратил внимание на фильм, так что и книгу на русском мы бы не получили. Спасибо, Хит.

Про книгу. Для начала она обескураживает качеством бумаги, на которой отпечатана - газетная белая шершавая, настолько тонкая, что просвечивается текст и иллюстрации с обратной стороны страницы. Ндя. За что такое неуважение? Из этой же серии год назад купил сборник интервью Тома Уэйтса, с бумагой там было всё ОК.

Теперь о хорошем: книга прекрасна! Уж кого в этом обвинять, то ли саму фигуру Гиллиама, то ли умелого интервьюера Кристи (которому, по-моему, режиссёр и его творчество более чем импонируют), а может всё дело в том, что сам я большой любитель его фильмов. Кристи задаёт в основном лаконичные вопросы, Гиллиам даёт развёрнутые ответы - с кучей деталей, яркие, часто юморные, а иногда и не очень. Например, режиссёр подробно расписывает события, которые помогли ему разочароваться в американской мечте и уехать из штатов.

Момент, который наверняка интересует любителей Монти Пайтон - пайтоновский период. Описан он здесь крайне скудно, для Гиллиама это был всего лишь один из эпизодов его долгой творческой жизни, так что фанатам летающего цирка книгу стоит читать только ради самого Гиллиама, трогательных воспоминаний о других пайтонах здесь нет. И еще. В рассказе о "Бразилии" я всё ждал подробностей того, как Гиллиам тягался с киностудией. Что сделал Иэн Кристи? Отмахнулся такой фразочкой: "Поскольку все перипетии подробно изложены в книге Джека Мэтьюза "Битва за "Бразилию", я предлагаю этой темы не касаться."

Но это второе и, пожалуй, последнее разочарование в книге. Воспоминания Гиллиама скучать не дадут. Овцу в самом начале помните? Общеизвестный факт, что бюджет у "Монти Пайтон и Священный Грааль" был смехотворным, экономили на чём только было можно. Чучело овцы на съёмочную площадку не привезли, и кто-то вспомнил, что видел на днях у дороги настоящую дохлую овечку. Реквизитор её выпотрошил и набил соломой, так что французы кидались в рыцарей круглого стола мёртвой овцой. В "Джаббервоки" тронный зал короля Бруно Сомнительного - не более чем драпировка тёмной тканью и бутафорская стена с дверью. Роль царя Агамемнона в "Бандитах времени" с самого начала была предназначена для Шона Коннери, в сценарии даже было помечено: "или другой актёр того же уровня, но более дешёвой ценовой категории"; а финальную сцену, в которой Коннери играет пожарного, сняли уже после окончания основных съёмок, когда актёр на один день приехал в Лондон для встречи со своим бухгалтером. После выхода в прокат "Жития Брайана" Гиллиам встретил в аэропорту Джорджа Лукаса, и тот похвалил его эпизод с космическим кораблём. Во время съёмок "Бразилии" специально приглашённая звезда Роберт Де Ниро вымотал всех, делая по 30 дублей простых сцен, и сорвал график съёмок (а после исполнительница главной роли Ким Брист, для которой это был первый большой фильм, начала брать с него пример, на что Гиллиам заявил, "когда начнёшь играть как Де Ниро, будет тебе 30 дублей, а пока что довольствуйся четырьмя, как все остальные"). Кстати, именно в "Бразилии" едва не снялся Том Круз, а помешала тому привычка Гиллиама фиксировать пробы на видео:

Видеопробам я больше доверяю: когда сидишь с кем-нибудь в комнате, видишь совсем не то, что видит камера, а в фильме будет как раз то, что видно камере. Даже когда мы ищем натуру, я предпочитаю сделать фотографии, потому что важно понять, как это место воспринимается через объектив. Помню, в черновом монтаже одного, еще не вышедшего на экраны фильма нам попался молодой актер по имени Том Круз, но он отказался пробоваться на видео - боялся, что эти пробы всплывут годы спустя, когда он станет, в соответствии со всеобщими ожиданиями, суперзвездой, и ему будет стыдно за эти пробы. Помню, он звонил и чуть не плакал - так ему хотелось у меня сняться, но без видеопроб я ничего ему не мог предложить, хотя видел, что все качества суперзвезды у него имеются.

Вот такая книжечка, кто заинтересовался - бегом покупать :) У старика сегодня день рождения, как-никак, ему приятно будет!

чтиво, ozon, терри гиллиам, monty_python, birthday

Previous post Next post
Up