Я подозревал, что непримечательный на первый взгляд
набор из трёх DVD может оказаться интересным, но не думал что он принесёт СТОЛЬКО удовольствия (неделю, если быть точным) за столь СМЕШНЫЕ деньги (190 рублей, если быть точным). Сегодня на разделочном столе сразу два фильма: «Ракета X-M» (Rocketship X-M) и «Место назначения - Луна» (Destination Moon). Оба про полёт на Луну и оба, что интересно, 1950 года.
Click to view
Разные и при этом настолько похожие, что смотреть их нужно было именно так, в спарке. Явный лидер здесь дорогостоящий «Место назначения»: с самим Робертом Хайнлайном в качестве научного консультанта и соавтора сценария, цветной, с бюджетом в полмиллиона долларов и анимационными сценами, выполненными студией Уолтера Ланца. На его фоне «Ракета X-M» смотрится эдакой Золушкой от кинематографа: чёрно-белая, скромный бюджет в сотню тысяч, скромные декорации и минимум визуальных эффектов. Понимая очевидное превосходство конкурентов, авторы «Ракеты» сделали всё, чтобы их фильм хотя бы в прокат вышел первым. Так и случилось: «Ракета X-M» попала на экраны в конце мая 1950 года, «Место назначения» - лишь месяц спустя.
Click to view
Принципиальная разница в подходе к космоплаванию: ракета в «X-M» двухступенчатая, с отделяющейся первой ступенью, которая служит только для преодоления земной гравитации. У Хайнлайна же в «Месте назначения» корабль монолитный. Впрочем, развлечений на борту оказалось негусто, и оба экипажа пытались скрасить суровые космобудни с помощью губной гармошки:
В обоих фильмах экипаж на время старта размещается в горизонтальных креслах, и нам демонстрируют ужасающее воздействие перегрузок:
Обратили внимание на кожаные чехлы? Бюджет, бюджет. Вот какие скафандры могут себе позволить киношники, которым повезло с инвесторами:
В открытом космосе нет ориентиров и верх всегда может оказаться низом.
Авторам «Ракеты X-M» пришлось довольствоваться бюджетным вариантом. Ничего лишнего, только военная форма, кепи, вещмешки, оружие и кислородные маски:
Хотя перед высадкой один из персонажей порывался надеть скафандр и даже достал его из-под гамака, руководитель экспедиции заверил его, что атмосфера на Марсе есть и им достаточно масок. Да-да, на Марсе: из-за смешанного в неправильных пропорциях топлива RXM стартанула так резво, что пролетела мимо Луны, а когда экипаж пришёл в сознание, прямо по курсу у них лежал Марс. Так что космолётчики решили совершить посадку и обследовать красную планету - зря что ли летели в такую даль?
Марсианские сцены были сняты в основном в Долине Смерти. Чтобы придать унылому ландшафту
хоть какой-то вид инопланетности, использовали тонирование в красный
На Марсе путешественники обнаружили следы погибшей цивилизации, а также зафиксировали очаги радиоактивного заражения. И пришли к выводу, что марсиан сгубило атомное оружие.
Марсианочка испугалась землян
Позже, с наступлением марсианского вечера, из пещер повылазили одичавшие и мутировавшие марсиане и благополучно забили каменными топорами половину экспедиции, так что выжившие спешно отступили на борт и отправились восвояси. С важной миссией, заметьте: предупредить землян об опасности атомного оружия. И с ничтожно низкими шансами на удачное приземление, потому что топлива у них осталось только на дорогу домой.
А доблестные ракетчики из «Места назначения» столкнулись с куда более скромными проблемами: недотёпа-механик смазал внешнюю антенну маслом, чтобы она лучше входила-выходила, масло при температуре безвоздушного пространства закаменело и экипаж остался без связи с Землёй. Натянув разноцветные скафандры, астронавты повысыпали наружу, где один из них, несмотря на ботинки с магнитной подошвой, умудрился потерять сцепление с корпусом и его пришлось вылавливать из открытого космоса. Здесь чувствуется рука Хайнлайна, потому что вылавливать его отправился космонавт, вооружившийся кислородным баллоном: стравливая кислород в нужном направлении и добившись таким образом реактивной тяги, находчивый и смелый добрался до бедолаги, прихватил его с собой и вернулся на борт.
Прилунившись, герои выгрузили аппаратуру, принялись снимать звёздное небо и всячески развлекаться. И тоже зафиксировали радиоактивность, но списали это на богатство Луны полезными ископаемыми. А потом капитан произвёл подсчёты, посоветовался с центром управления полётом и огорчил команду: во время посадки у них случился перерасход топлива, так что вернуться они не смогут. Далее разыгрывается ситуация, теперь уже ставшая классической: астронавты избавляются от всего ненужного, чтобы облегчить ракету и попытаться взлететь. За борт отправляется всё, что можно открутить или отпилить без ущерба для лётных характеристик корабля, но этого оказывается недостаточно, и они понимают: кому-то придётся остаться на Луне навсегда.
Распил и откат по-лунному
Вот так и началась эпоха космического мусора. Правильно, на Луну его!
А чем кончились оба фильма я вам не скажу, и так наговорил лишнего.
Конечно, кассовые сборы не показатель, но меня такие вещи всегда занимают с точки зрения рекламиста. Спустя столько сравнивать цифры наивно, оба фильма нашли своего зрителя и со временем попали в список классики жанра. Но всё же, вдруг кому-то кроме меня это интересно? «Ракета X-M» при бюджете 98 000 $ собрал немногим больше миллиона. «Место назначения - Луна» при бюджете в шесть раз большем (586 000) собрал 5 миллионов долларов. Так что быть первым - не пустой звук, инвесторы вернули своё в 10-кратном размере, и это здорово.
В следующих выпусках моего дилетантского кино-видео-мультблога вас ждёт сравнительный анализ оригиналов 50-х и их ремейков. На очереди «День, когда земля остановилась», чьим унылым ремейком нас пытались порадовать три года назад; и «Нечто», он же «Тварь», он же «The Thing», блестящий и самостоятельный ремейк которого в следующем году отметит своё 30-летие. Не переключайте канал!