Оттого, что в кузнице...

Aug 31, 2007 20:06


    Очень странное ощущение: собственно говоря, для чего писать? Фестиваль
был в июле, сейчас - конец августа. Все слова уже сказаны, невиновные
наказаны, а непричастные - награждены (вот и не верь в дедушку Фрейда...).

Мое мнение уже ничего не изменит. Но так, для порядка, в
качестве итогового отчета... Многое из того, что я видел на 2К и делал
на нем, вряд ли знакомо тем, кто в этой каше не варился. Даже если они
аккуратно приезжали на все фестивали... Воспользуюсь еще раз стилем
отчета о фестивале 2К-2003 - как у одного разведчика времен Великой
Отечественной:
- видел (то, что видел лично),
- хлопцы говорят (рассказы других, слухи и т.п.),
- думаю (мое мнение и мои выводы).

Организация
 а) Видел:

Весь комвзвод и ДПР работали как единый организм. Сбоев не было ни на
кухне, ни в палатках ВИПов (ну, кроме мелких недостатков типа где-то
стула не хватило), ни на сценах и площадках прослушивания.
Форс-мажорные обстоятельства концерта "Находок дня" в пятницу не
помешали его проведению. Правда, за счет некоторых лауреатов и
гостей, но что важнее?

б) Хлопцы говорят:

Были проблемы с тем, что пили и буянили в лагерях. Комендант с бригадой
разбирался. Отзывы о работе с "проблемными" - хорошие.
Были еще справедливые жалобы на расположение сцены вдоль дороги (шум и
движение мешали слушать) и нарушение "закона тишины" во время песен (в
самом деле, почти всюду, кроме костров, болтовни под песни стало много
больше). Но это - в пределах решаемого в рабочем порядке.

в) Думаю:

Хорошая, сбалансированная команда комендантского взвода. Все на месте,
все работают. Не вникал во внутренние проблемы ДПР, но внешне это был
хороший коллектив, выполнивший все ему предложенное. Моя личная
благодарность Йожыку и его команде электриков: безукоризненная работа. И
совершенно понятно, кого благодарить за безукоризненную работу всего
фестиваля: оргкомитет и комвзвод.

"Место встречи..."

а) Видел:

Все сцены не видел, все площадки прослушивания - тоже. Но на всех
площадках прослушивания 2К и на главной сцене все шло без заметных
проколов. Неканальские площадки, куда забегал на несколько минут в свой
законный перерыв на обед, тоже работали нормально.

б) Хлопцы говорят:

В основном, отзывы обо всех площадках прослушивания только похвальные.
(Непохвальные есть тоже, но они они от тех, кто решил, что здесь обычный
фестиваль, "кино для всех"). О главной и сцене проектов отзывы также
похвальны. И о гостевой сцене - отзывы хорошие, хотя и, скажем так, менее
восторженные.

в) Думаю:

Фестиваль как место встречи тех, кто исповедует принцип: "Cogito ergo
canto", свою задачу выполняет. Те, кто приезжает на мастерские,-
мастерские получают. Те, кто приезжает за общением,- находят своих таких
же. Кто приезжает за новыми песнями - получает их в количествах гораздо
больших, чем может переварить. А уровень того, что поется у костров,
гораздо выше, чем уровень лауреатских концертов многих фестивалей. И все
хорошо, кроме... того самого гвоздя, из-за которого и будет:

"Реквием по фестивалю 2К 08"
                         (В. Пику ль?)

Проблема жюри на 2К родилась не сегодня. Жюри 2К - плод эксперимента
Берга, его гордость и одновременно головная боль. Попытка решить две
разных задачи: качественный разбор песен и качественный отбор лучших
авторов. И при Берге это получалось далеко не всегда, а без него...
Создание жюри не из авторов и исполнителей (так сказать, "Пушкиных" и
"Лермонтовых"), а из критиков ( "Белинских" и "Добролюбовых") - это
была своеобразная революция. Но законов революции никто не отменял...
:( Работа жюри стала вызывать такие нарекания, что я захотел
посмотреть на неё в деталях. На этот раз - изнутри.

а) Видел:

Качественный и толковый разбор песен - как текстов и музыки, так и
исполнительского мастерства. На всех четырех площадках прослушивания 2К.
Разумеется, с вариациями в зависимости от индивидуальных предпочтений
мастерящих, но везде - на очень хорошем уровне.

Полный разгул вкусовщины и личных предпочтений, знакомств,
воспоминаний о прошлом и экстраполяции в будущее потенциальных (по
мнению конкретных ЧЖ) задатков их протеже. Таким я давно не любовался.
Негде было. Даже на фестивалях, где в мастерских те самые
авторы-исполнители, про которых кричат, что, мол, они-то и грешат
вкусовщиной,- такого не наблюдал. В особенности это проявилось на
решающем этапе, когда пряником стало участие в заключительном
концерте. Я горько пожалел, что на фестивале, где почти все снималось
и записывалось, именно на этом заседании жюри не было ни одного
диктофона, а разрозненные воспоминания о том, кто, что и как сказал,-
к делу не подошьешь.

б) Хлопцы говорят:

В жюри я не попал. Информация имеет свойство просачиваться... Эта
команда меня в жюри не пустила еще задолго до фестиваля. И это мне было
известно. Тоже задолго до. Пишу об этом, чтобы читающие мой отчет не
думали, что плююсь ядом оттого, что не приняли в ЧЖ. Enfant terrible,
ставивший жюри на уши еще при Берге, пробивший на 2К проект "Эхо", в
статье о 2К-2006 (http://rommor.livejournal.com/3847.html#cutid1)
разгромивший работу жюри... В тусовке ЧГК про таких говорят:
"шансонетка". Хотя НИ ОДИН ЧЖ ни разу не сказал мне, что у меня на
прослушиваниях были неправильные формулировки или что моя манера
поведения не укладывалась в канальские нормы. Замечательные же слова
одного из ЧЖ я услышал (я ведь, собственно говоря, тоже "хлопец"), когда
"ЧиЖи" отходили в сторонку, чтобы там решить, кто из кандидатов попадет
в "бессмертные": "Как хорошо, что в этом году прием в ЧЖ будет
закрытым..." Кстати: никто из ЧЖ мне ОФИЦИАЛЬНО так и не объявил о
результатах. Попытку Ашкинадзе закрыть телом амбразуру я отверг. Я хочу
это услышать. Лично. "В присутствии говорить своими словами, а не
по-писаному..." (с)

Дополнение: большое человеческое спасибо Анатолию Лазареву за оба его
решения.

в) Думаю:

Жюри 2К - нереформируемо. Никак. Оно изначально было построено на
порочном принципе кооптации. Берг был замечательным интуитом по части
людей и набрал сначала классную команду. Но, по определению, она
становилась все хуже. Причем, что интересно, меньше в области разбора
песен, которую Володя полностью отдал на откуп "ЧиЖам" (хотя и здесь
тоже хуже, если сравнить с тем, как это делает бывший ЧЖ Борис Жуков),
и гораздо больше - в области понимания того, КТО есть явление в АП.
Недаром набралась целая куча рассказов: Берг своим весом продавил в
лауреаты этого, того, третьего... Разделение труда получилось
неплохое: песни - "ЧиЖам", люди - Бергу. А все, кто по поводу людей
имел свое мнение,- покидали жюри. Как Дихтер. Ну, не без пересечений,
конечно, но... Как только Берг ушел - так начались сплошные проколы. И
при Берге проколы тоже были. Я за последние три года выслушал в "Эхе"
33 лауреатов 2К с самыми лучшими их песнями, поскольку в конкурс, как
его ни называй. И некоторых лауреатов их же товарищи в концерт "Эха" -
не пустили. Но, похоже, переход количества в качество - совершился и
это вызвало такое резкое недовольство работой жюри...

НО! Без конкурса 2К - это НЕ 2К. Это - свои для своих. Знаю такие
места. Например, "Хортица". Там очень хорошо, там всем тепло, но там
ничего нового не будет. Поэтому конкурс на 2К - НУЖЕН. НО - С ЖЮРИ,
НАБРАННЫМ ПО ДРУГОМУ ПРИНЦИПУ! Конкурс - это возможность, сидя на
месте, выбирать из тех, кто приехал. В умение этих "ЧиЖей" отбирать
людей я не верю. А тем более если это будет не на "Канале", а на
консолях. Хватило и увиденного на "Канале". Например - Вадим Ланда.
Например - Наталья Жукова. И еще: тот, кто берется судить, должен
отвечать за базар. А они право судить за собой оставили, а
ответственность - переложили на Совет. Или - согласились ее отдать,
когда Совет это предложил. И, что интересно, при лавине постов от
конкурсантов, оргов и зрителей - только один пост от ЧЖ. И тот - в
ответ на вопрос: "А почему ЧЖ..." Собственно говоря, решение передать
право назначать лауреатов Совету, на деле и означало: "В песнях жюри
разбирается, в людях - нет."

А кроме эстетики песен, есть еще этика людей... Они - "бессмертные".
Берг выстроил такую конструкцию, что после его ухода у организаторов
ВООБЩЕ не оказалось хоть какого-нибудь механизма воздействия на жюри,
кроме одного: ЗАКРЫТЬ 2К КАК ПРОЕКТ. И пришлось пригрозить этим, чтобы
хоть как-то начать реформы. А встречного предложения от жюри - закрыть
жюри - не поступало. И, думаю, не поступит. Но если я ошибусь - буду
рад. Потому что только этот шаг даст им возможность уйти, не потеряв
лица. Пусть даже после него "Второй канал" станет "Третьим", поскольку
сменится парадигма.

А дальше - решение Совета о принципе набора нового жюри. Можно - из
тех же людей. Но с подконтрольностью Совету как набора, так и разгона
всего жюри и отдельных его членов. (Кто в этом вопросе хочет
конкретики - пусть читает протоколы майского совещания, там много
схем...)

А иначе - враг войдет в город. Ведь подкова уже пропала. И лошадь
начала хромать...

п.с.
Кстати о Совете. Он тоже умеет делать ошибки. После объявления жюри
лауреатов 2006 я написал пародию. Злую. Как я их пишу, можно проверить
тут. Их есть еще. Поскольку жанр пародии предполагает знание обстоятельств, 
хотел ее спеть на "Канале"-2007 после объявления лауреатов. Услышав, кого 
Совет назвал лауреатами 2007, решил не петь. А пародию этого года и писать 
не буду, поскольку я - не Александр Иванов. Только он мог браться за пародию,
не имея ничего в исходном материале.

п.п.с.
И еще об эстетике и этике. Довелось мне после "Канала" побывать в лагере
одного клуба АП. Это было великолепно! Слаженная работа комвзвода,
хорошие отношения между людьми, с выдумкой и сюрпризами проложенная
трасса испытаний. И был праздник приема в члены клуба (как и положено,
ровно в 00.00), и концерт после него. А потом - посиделки у костра и, по
идее, гитара по кругу. По крайней мере, так сказал руководитель клуба.
Из умеющих прилично играть в пентагоне сидели: руководитель, пара
клубовцев, я и несколько ребят из ЦАПа, специально приехавших на этот
праздник. ЦАПовцы первыми взяли гитары и... никому их отдавать не
захотели. Монастырь был не мой, тенденцию я просчитал и пошел спать. На
мой вопрос утром, чем дело кончилось,- сказали: до тех пор, пока они не
напелись, так гитары никому и не отдали. Но пели - прилично. С эстетикой
песен там было все в порядке. А связанные этикой хозяева замечания им
решили не делать...

Previous post Next post
Up