Развлекать - удел низших

Mar 28, 2013 17:10



Началось все очень давно, и про это даже написано в "Нихон Сёки" - книге, в которой речь идет о делах настолько давних, что для них даже придуманы такие прилагательные, как "доисторические", "полулегендарные" и т.д.
Есть там во втором свитке история о том, как во времена богов старший брат По-но сусори-но микото стал шутом у младшего Пико-поподэми-но микото. В этой мифологической истории есть такой фрагмент:

"Однако у младшего лицо пылало гневом, и он не желал со старшим говорить. Тогда старший надел набедренную повязку, зачерпнул в ладони красную глину, намазал ею лицо и обратился к младшему брату, сказавши так: «Вот так я испачкал свое тело. Теперь я вечно пребуду твоим шутом вазавоги», - и, высоко поднимая ноги, начал переступать, показывая, как он впал в беду и горесть. Вначале, когда прилив достиг его ног, он совершил гадание ногами; когда достиг колен - он ноги поднял, когда достиг ляжек, он, подпрыгивая, обежал вокруг, когда достиг бедер, он бедра потер, когда достиг подмышек - руки на грудь положил, когда достиг шеи - он руки поднял и ими махать стал. С тех пор и доныне так и ведется без перемен".

(стр. 175, "Нихон Сёки - Анналы Японии", перевод и комментарии Л. Ермаковой и А. Мещерякова, изд-во "Гиперион", 1997)

Мифологические источники могут не отражать фактические события с точностью, но за то они отражают положение вещей на уровне культурного сознания. В данном случае, имели ли место какие-то похожие на изложенные события в действительности, или же нет, представляется не особо важным. Важно наличие обоснования, которое объясняет существующее положение вещей.

У нас есть два соперничающих брата. В какой-то момент младший одерживает верх над старшим, и судьба последнего оказывается оставленной на усмотрение первого. Младший брат преисполнен решимости уничтожить старшего и тот, чтобы смягчить сердце победителя, решается выставить себя в нелепом виде, что и проделывает, добившись своей цели. "И доныне так и ведется без перемен", что слабые смягчают сердца сильных, развлекая тех всеми доступными способами (в данном случае таким способом стал комический танец).
Зная склонность японцев к выстраиванию различных иерархий,  получается примерно следующая модель: более слабые боги развлекают более сильных, а люди - богов. В этом свете становится понятно, почему гораздо позднее те, кто развлекал уже людей, а не богов (т.е. певцы, танцоры и актеры), традиционно считались находящимися в самом низу общественной иерархии. Раз уж так повелось у богов, что развлекать - это удел слабых, а развлекаются сильные, то и в мире людей прилично придерживаться того же древнего божественного уклада.

японская история, искусствоведческий флуд

Previous post Next post
Up