Классика должна быть живой?

Dec 15, 2012 14:03

И снова фрагмент из книги, которую написал Накамура Матадзо: II. Мне показалось, что ролик с экспериментальным представлением Кабуки, которое в 2007 году показал публике покойный Накамура Кандзабуро: XVIII, отчасти иллюстрирует размышления, которые излагает Матадзо:-сэнсэй. По сути в ролике представлена заключительная сцена из пьесы "Саннин Китиса". Музыкальное сопровождение к той постановке написала очень известная исполнительница рок-музыки Сиина Ринго, что делает классическое старинное представление совсем не похожим на классический Кабуки. 

image Click to view


Кабуки представляет собой мир с очень четкой иерархией. Расположение гримерок, кто кому что подает и где люди рассаживаются напрямую отражает внутреннюю социальную систему, которая сохранила Кабуки до наших дней - то, что называется словом 家元 - иэмото. Мир классического танца пересекается с Кабуки, так как большая его часть происходит из этого театра и некоторые актеры Кабуки являются главами ветвей танцевальных школ.
В рамках системы иэмото танцоры каких-либо школ, либо актеры из определенного рода, либо люди, практикующие чайную церемонию, получают артистические псевдонимы, а также разрешение от главы группы (которого также называют иэмото) на занятия практикуемым искусством. Таким образом, иэмото регулирует круг тех, кому дозволено войти в группу, а также деятельность внутри нее. В Кабуки это означает, что главы влиятельных актерских домов в значительной степени управляют этим искусством. Эти актеры для нас являются старшими товарищами (先輩 - сэмпай) и учителями, это они решают, кого принимать в актеры Кабуки, какое положение актер может занимать внутри группы, и что ему позволено делать на сцене.
Временами эту систему сильно критикуют, называя ее феодальной и устаревшей, так как она ограничивает возможности для того, чтобы стать актером Кабуки, а также продвижение по карьерной лестнице. Кроме того, многие считают, что такая система препятствует творческой созидательности. Однако  существование системы иэмото - одна из причин, по которым Кабуки сохранился. Если постоянно играть новые пьесы и переделывать существующие в соответствии с новыми интерпретациями, то получатся сотни новых пьес, большинство из которых скорее всего бесследно исчезнет. Благодаря иэмото репертуар Но: и артистические традиции Кабуки сохраняются и полируются шестьсот и четыреста лет соответственно.
Однако, несмотря на это, я не могу сказать что полностью согласен с системой иэмото в том виде, в котором она существует в наши дни. Проблема эта очень сложная, включающая в себя вопрос, сможет ли Кабуки иметь достаточную гибкость для того, чтобы развиться в искусство, способное развлекать и не оставлять равнодушной более молодую аудиторию. Кроме того, сюда же входит и вопрос, откуда в будущем будут приходить в Кабуки актеры и какого типа будет социальная организация, которая позволит им становиться актерами и оказывать им поддержку.
Величие Кабуки кроется в традициях игры. Однако без публики театра в виде живой формы искусства не существует, и временами придерживаться архаичных практик неразумно.

Накамура Матадзо: II, Кабуки, Хэйсэй

Previous post Next post
Up