Еще один фрагмент из книги, которую Накамура Матадзо: II написал в конце 1980-х. На сей раз речь идет о токийском театре
"Кабукидза", который сейчас закрыт, но в реконструированном виде откроется в мае 2013 года. Однако несмотря на тот факт, что данное описание несколько утратило свою актуальность, мне оно показалось достаточно интересным для того, чтобы его процитировать.
市川 團十郎 - Итикава Дандзю:ро: IX (1838 - 1903 г.г.)
Дандзю:ро IX был талантлив не только в качестве актера, но и был не менее умел в качестве промоутера. Именно он внес большой вклад в дело повышения социального статуса актеров Кабуков. Эта возможность появилась у него после того, как реставрация Мэйдзи положила конец правлению дома Токугава с его жесткой сословной системой. В 1887 году, в 20-й год периода Мэйдзи, Дандзю:ро: IX впервые в истории дал представление Кабуки в присутствии самого императора Мэйдзи.
Кабуки был важнейшим развлечением простолюдинов, что делало невозможным посещение этого театра императором и министрами правящего кабинета. Однако в результате представления, данного перед императором, отношение общественности к Кабуки очень сильно изменилось. Даже стало возможно именовать актеров Кабуки вежливым определением актерской профессии 俳優 - хайю:, взамен слова 役者 - якуся, имеющего менее уважительные коннотации. Обычный актер вряд ли смог добиться того, чтобы император и министры правящего кабинета собрались, чтобы посмотреть Кабуки.
Однако не исключено, что Дандзю:ро: слишком преуспел. Сегодня временами кажется, что Кабуки стал слишком изысканным и утратил связь с аудиторией. Есть люди, которые сетуют, что Кабуки превратился в увеселение для богатых, или же место встреч элитных пар, договаривающихся о браке. Проблема взаимоотношений Кабуки и публики это то, о чем нам, актерам этого театра, следует очень серьезно размышлять.
Вот так выглядело здание театра "Кабукидза" в 1900 году. Это фото и следующее позаимствованы
здесь.
Тем не менее, первое представление перед императором стало огромным успехом. Одним из свидетельств тому стал тот факт, что спустя два года, в 1890 г. в районе Гиндза был открыт "Кабукидза". Это был новый театр, не зависивший от старой системы трех театров, и он находился в центре Токио, а не на окраинах города, куда Кабуки изгоняли во времена отдельных реформ периода Эдо. В тот момент, пока мир политиков еще находился под впечатлением от императорского представления, деньги на его постройку удалось собрать быстро.
Театр "Кабукидза" после первой реконструкции в 1912 году.
Первое здание "Кабукидза", точно также и примерно в одно время с Императорским театром, было построено в престижном западном стиле. И несмотря на тот факт, что позднее он был перестроен и получил более подобающий традиционный облик, там всегда была проблема с размером сцены. Примерно три четверти репертуара Кабуки происходит от театра Но: и возможно по этой причине большинство историй на сцене Кабуки разыгрываются на расширенной версии сцены Но:, в некоторых формах даже сохранившей навес над сценой Но: над собой.
Сцена в Но: имеет размер 3 кэн на 3 кэн, иначе говоря, это квадратное пространство площадью чуть менее шести квадратных метров. В период Эдо для основного действия в Кабуки использовалось примерно схожее по площади пространство, с неким подобием задней сцены и с продлением с левой стороны, а также с
ханамити, уходящей в зрительный зал. Нынешняя сцена в "Кабукидза" в длинну около 14 кэн, что примерно составляет 25 метров и что в четыре раза больше сцены в Но: и значительно больше старых сцен Кабуки.
Когда сцена имеет такие размеры, то даже ходьба по ней представляет собой проблему. Расстояние, которое раньше можно было преодолеть за три шага, теперь укладывается в четырнадцать, или пятнадцать. Если не увеличить движения и жесты, то они на столь большой сцене не будут иметь нужного эффекта. Искусство игры в Кабуки неминуемо изменилось для того, чтобы попадать в формат сцены 14 кэн.