Когда речь заходит о женщинах в Кабуки, то обычно принято потчевать читателя хорошо известной информацией про то, как Идзумо-но Окуни в 1603 году стала родоначальницей этого театрального искусства, как
в мире Кабуки начал набирать популярность, и как в 1629 году суровые самурайские чиновники запретили все это дело, руководствуясь соображениями морального свойства. На этом роль женщин в Кабуки (не в сюжетном, естественно, смысле) как бы считается исчерпанной.
Считается, что в Кабуки с 1629 года никаких женщин не было задействовано до самой реставрации Мэйдзи, когда в виде эксперимента начали-таки ставить представления, в которых на сцене играли женщины. Эксперимент этот не мог не проявиться, ибо в определенный момент реформ Япония жила под девизом, схожим с английским выражением back to the roots, т.е. "назад к корням". В идеологическом смысле получалось, что страна как бы отказывалась от периода из своей истории, когда управляло воинское сословие, возвращаясь ко временам древности - времени, когда страной правил император не только в ритуальном, но и в административном смысле. В Кабуки воодушевление по поводу "возвращения к корням" в том числе и в виде попыток возрождения 女歌舞伎 - онна Кабуки - женского Кабуки и выразилось. Однако из этого благого начинания у театральных реформаторов ничего, кроме экспериментов, не вышло. Хорошо это, или плохо - вопрос риторический. Однако классический мужской Кабуки все же под натиском реформ устоял, и ныне под словом 歌舞伎 подразумевают мужской Кабуки, а все остальное существует на правах этакого апокрифа.
"Скучающая красавица", которую Охира Касэн (1900 - 1989 г.г.) придумал где-то в середине 1920-х годов, прямого отношения к посту не имеет, но все же по каким-то причинам ее наличие в посте, посвященном женщинам в Кабуки, мне кажется вполне уместным.
И тем не менее меня изрядно занимает вопрос: откуда в Кабуки конца 19-го - начала 20-го веков нашлось изрядное количество женщин, уже имеющих достаточно высокую актерскую квалификацию для того, чтобы на публике играть полноценные роли в театре, в котором им было запрещено играть на протяжении более двухсот лет?