В этом листе есть еще один любопытный нюанс, связанный с надписями, но эту надпись к разряду «уставных» отнести невозможно. Прямо по печати издателя кто-то из бывших владельцев этого листа (мне почему-то приятно думать, что это был первый хозяин) надписал имя актера -市村竹之丞 - Итимура Такэнодзё:. Сделал он это, воспользовавшись очень красивой театральной манерой написания знаков, называющейся кантэйрю.
В данном случае подразумевается актер Итимура Такэнодзё: V, который нам уже знаком, но под своим предыдущим именем -
Итимура Удзаэмон XII. Впрочем, даже если бы на гравюре не было рукописного пояснения, то его все равно можно узнать по нигао. Именно его лицевое сходство превращает этот лист в театральную гравюру, хотя с равным успехом ее можно воспринимать в том качестве, в котором предлагает подпись, т.е. как иллюстрацию к «Повести о братьях Сога». Давайте попробуем посмотреть на этот лист в этих двух качествах.
Сога Дзюро
На этом триптихе работы Тоёкуни III изображена сцена с появлением братьев Сога на празднике у Кудо Сукэцунэ. Братьев (они на левом листе) можно узнать по рисунку на одежде. У Горо (старшего) - бабочки, у Дзюро (младшего) - кулики.
Лист разделен на две части. Если можно так выразиться, то одна будет действительной, а другая - воображаемой.Действительная вынесена на передний план. Дзюро стоит возле паланкина, который доставит его в место встречи со старшим братом Горо, с которым они отправятся на праздник в доме убийцы их отца Кудо Сукэцунэ, чтобы объявить тому о своем намерении отомстить. Эта составляющая композиции у нас отвечает за драматизм. Вернутся ли живыми братья, или же злодей Кудо лишит их жизни на месте?
Воображаемая часть листа расположена наверху - там, где нарисована красавица и утопающий в цветущей сливе город (это Камакура, но у меня почти нет сомнений в том, что нарисован Эдо). Связаны между собой эти две части композиции письмом, которое читает Дзюро. Верхняя часть листа является отображением ассоциативного ряда, который возникает у него при чтении. Письмо, как можно догадаться по его мыслям, от возлюбленной, которую Тоёкуни III изобразил в воображаемой действительности одетой по моде периода Гэнроку (1688 - 1704 г.г.) и в стиле, имитирующем работы ранних художников укиё-э. Сравните нашу красавицу и, скажем, вот эту работу, которую в 1701 году выполнил Окумура Масанобу:
Актер Итимура Такэнодзё V
Итимура Такэнодзё V был очень колоритной личностью не только на сцене, но и в жизни. Талантливый актер, деятельный дзамото (что-то вроде директора и художественного руководителя в одном лице) театра «Итимура» и постоянный герой светских хроник. Словом, любимец публики не только на сцене, но и в жизни.
Он специализировался на мужских ролях и особо ему удавались роли утонченных героев-любовников (и очень похоже, что он был таковым не только на сцене). Роль младшего брата Сога относится именно к этой категории и, если судить по довольно большому количеству разных дизайнов гравюр, изображающих актера в этой роли, спрос на его изображения в этом образе был высоким. Более того, факт существования листа, попавшего в мое дилетантское собрание, наводит на мысль о том, что роль Сога Дзюро была самой любимой у публики. Как мы уже установили, этот лист был допущен цензорами к печати в первом месяце 1854 года, а Итимура Такэнодзё V умер летом 1851 года. Получается, что наш лист еще и мемориальный, связанный с буддийскими траурными службами и торжествами, посвященными трехлетию со дня смерти актера. Чаще всего такие гравюры издавались в виде суримоно, т.е. выходили в частном порядке и небольшим тиражом. Однако в случае с особо знаменитыми актерами, мемориальные листы иногда появлялись на правах официальной коммерческой продукции.
----------------------------------------------------------------------------------
P.S.: На этом листе есть еще одна очень любопытная деталь:
Почему руки у Дзюро-Такэнодзё нарисованы так, словно бы это не персонаж, и не актер, а кукла театра Бунраку? Вопрос очень интересный, но (пока что) остающийся открытым.