"Картина морского боя в ходе сражения при острове Хайнань" (Первая японо-китайская война, 1894-1895 г.г.), Огата Гэкко:)
Переездные дела - переездными делами, они приняли неспешный оборот, так как выяснилось, что мне совершенно необязательно "съезжать незамедлительно". Следовательно, у меня есть редкая возможность вдумчиво перебрать собственные пожитки, отбросить все лишнее и ненужное, чем я сейчас и занимаюсь. Однако это не обозначает, что съезды-разъезды затмили собой все остальное и на остальных направлениях совсем уж ничего не происходит. Очень даже происходит.
(Первой серии на YouTube почему-то не оказалось, но она есть
на сайте CCTV)
Click to view
Проявившийся надысь на "трубе" русскоязычный CCTV, например, исправно поставляет документальные фильмы на тему китайской истории и искусства, при чем это всё фильмы очень высокого уровня. Благодаря этим фильмам у вашего покорного слуги появилась счастливая возможность не только получать тонны новой для себя информации, но и взглянуть на некоторые знакомые вещи в ином свете.
В данном случае, такой знакомой вещью является Первая японо-китайская война 1894-1895 г. г. (так ее называют у нас), которую в Японии называют 日清戦争 - Ниссин сэнсо: - т.е. "войной между Японией и династией Цин", а в Китае называют 甲午戰爭 - Цзяу чжаньчжэн - "войной в год Цзяу", т.е. войной, произошедшей в 31-й год 60-летнего китайского календарного цикла.
В свете моих изначальных интересов, пожалуй, нет ничего удивительного в том, что о причинах и ходе событий Ниссин сэнсо: мне известно заметно больше, нежели про Цзяу чжаньчжэн :) В принципе, с этим можно спокойно жить, учитывая то обстоятельство, что сфера моих основных интересов пролегает в культурных слоях, которые находятся несколько глубже бурных событий на Дальнем Востоке в самом конце XIX века. Однако, раз уж представилась возможность немного заполнить существующую лакуну, то почему бы ей не воспользоваться?
Click to view
Знакомство с как можно большим количеством разных точек зрения на одну и ту же тему способствует ее объективному восприятию. В этом смысле документальный "Год Цзяу" не разочаровал, так как до просмотра этого фильма противник Японии в той войне в моем сознании был величиной абстрактной. Примерно такой же, какой ее передавали японские художники - этакая схематичная массовка, основная задача которой, эффектно оттенять подвиги японских героев. Оказывается, это только на уровне устоявшегося мнения та война была войно стремительно модернизировавшейся Японии против по-прежнему пребывающей в феодальной летаргии Поднебесной. Действительность же была гораздо сложнее и многообразнее. Обе страны начали движение в сторону собственной модернизации на западный лад почти одновременно и в первом десятилетии этого процесса лидерство принадлежало, как ни странно, цинскому Китаю.
Click to view
Однако после первых неудач и успехов (тоже, к слову, довольно схожих) встрепенувшаяся было Поднебесная снова обратилась внутрь себя, в то время как Страна Ва последовательно продолжила следовать модернизационным курсом, который на тот момент выглядел более правильным. То, что в конечном итоге следование по маршруту внешней агрессии привело Японию к поражению в мировой войне, в данной ситуации дело третье, так как в конце XIX века вряд ли кто-то мог настолько далеко просчитывать ситуацию.
Click to view