"Сокрытый гений Востока" (окончание)

Aug 25, 2015 12:40

Начало - здесь, вторая часть - Кабуки, третья часть - Бунраку


Возрождение театра Но

Возрождение древней японской драматической формы, театра Но, является самым впечатляющим событием последних лет. Частично это обстоятельство обязано общему росту процветания страны, но в большей степени новым признанием в отношении этого драматического искусства, которое примерно триста лет было церемониальным развлечением сёгунов, а стало непосредственно искусством пятьсот лет назад. Сейчас Но начали ценить обычные люди, таким образом, демонстрируя вкусы, в которых им отказывалось в более ранние времена.
В знак признания растущего значения Но и его нынешней популярности, а также в противовес консерватизму прошлого, когда этот театр был развлечением для избранных, в Японии построено два крупных театра Но, чьи залы способны справиться со значительно возросшим количеством поклонников. Один из них, самый красивый театр Но во всей Японии, был построен возле древнего буддийского храма Тэннодзи в Осаке.
Актер Но Ониси Рётаро, ставший инициатором строительства этого прекрасного здания, видел Но в период его упадка, и является свидетелем нынешнего прилива процветания. Его отец, также бывших актером Но, практиковал свое искусство в мрачные дни реставрации, когда внезапный потоп новых идей из других стран вывел из равновесия человеческие умы и представления прервались. Отец Ониси прекратил быть актером. Он стал ассистентом иностранного фотографа и его ребенок, ныне ведущий актер театра Но из Осаки, помнит, как помогал своему отцу мыть фотографические пластины, сопровождая этот процесс порезами рук. Сейчас он возглавляет тысячу актеров, среди которых 35 звезд со своими учениками.



Умэвака Минору (1828 - 1909 г.г.)
В Токио построен аналогичный театр. Умэвака Мандзабуро и Умэвака Рокуро, два лучших актера Токио, стоят во главе этого предприятия. Их отец, Умэвака Минору, был одним из немногих актеров Но, которые не бросили своего занятия после падения сёгуната и исчезновения покровительства для театра Но, столь внезапно рассеявших исполнителей по всей стране. Умэвака Минору сумел уцелеть в качестве актера и, выкупив сцену Но у обедневшего даймё, продолжил давать представления и обучать своих сыновей, которые преумножили наследство, дабы поспевать в едином темпе с развитием и расширением современного Токио.
Шесть различных школ Но в Токио владеют шестью собственными малыми театрами, в которых сейчас кипит бурная деятельности, каковой никогда не знала японская история. Сейчас большое число актеров, музыкантов и певцов делают театральное искусство  Но своей профессией. Даже Киото, Нагоя и другие презиравшие Но города, сейчас имеют сцены для этого театра, что позволяет актерам путешествовать из одного города в другой. Токийские звезды играют на сценах в Осаке и Киото, исполнители из Осаки появляются в Токио. Это редко приключалось в старой Японии и никогда прежде не происходило в Японии современной.
Запад настолько озабочен тем, чтобы учить Восток, что иногда забывает, или не обращает внимания на тот факт, что есть некоторые вещи, которым стоит поучиться у Японии. Неоспоримым фактом является утверждение, что в Но содержатся многочисленные поводы для вдохновения западного театра.
Главная истина, которую несет в себе Но, заключается в том, что этот театр равнодушен к коммерциализации. Он не зависит от публики, которой хочется дешевизны, сенсационности и вульгарности. Стандарты Но высоки, и пришедшим, чтобы повеселиться, там делать нечего. Эти маленькие театры созданы не ради того, чтобы делать деньги, их актеры целиком зависят от пожертвований регулярных покровителей и дохода, который приносят их ученики. Актеры, достигшие высокого положения в профессии, проводят много времени в обучении следующих по их стопам и поддерживающих актерские традиции молодых  людей.
Актерская жизнь являет собой противоположность трудности. Актер много зарабатывает на свои нужды и его дом известен своим хорошим вкусом. Таким способом ему дается возможность посвятить себя своему искусству. Как правило, актерский дом расположен на территории театра, все дни театра наполнены репетициями напополам с представлениями, в то время как актерский дом является центром обучения новичков - взаимоотношения учителя и ученика создают идеальную атмосферу для развития искусства.


Поддержание этих малых театров в работоспособном состоянии является самой простотой. Там не надо беспокоиться о сценических декорациях. Весь реквизит самого схематичного свойства и сделан из кусков бамбука, затянутых тканью. Костюмы роскошны и зачастую очень дорого стоят, но многие из них передаются от отца к сыну, как и маски. Представления устраиваются раз в неделю, как правило, по воскресеньям и длятся с 8 часов утра до 6 часов вечера. Поскольку мода на Но усиливается, сейчас в пристроенных к театрам ресторанах с недорогой едой устраивают и ночные представления.
Сама по себе сцена является место строжайшего характера, это квадратная платформа на возвышении с четырьмя колоннами, к которой примыкает мостик-проход. Центр сцены прикрыт скатами крыши, наподобие храмовой, как правило соломенной. Задник сцены сделан из некрашеных досок, на которых нарисована раскидистая сосна - напоминание об изначальных уличных сценах Но, которые показывали в тени деревьев.
Именно на этой пустой, не отягощенной сцене сохраняются легенды, литературные произведения и поэзия былого времени. Короткие драмы напоминают о воинских подвигах, исторических событиях, мудрости императоров, историях знаменитых красавиц и поэтических шедеврах прошлых веков.
Есть еще одно прекрасное качество в использовании простой сцены: она свободна от поклонения вещам и не требует больших затрат при обслуживании. Сцена Но может быть установлена на заднем дворе и играть свою роль в развитии талантов соседей; она может быть возведена в общественном парке, где зрители будут сидеть на открытом воздухе; она может быть центром деревенского праздника, или же специальном местом в дворцовых владениях; она может быть расположена даже на территории университетского кампуса, или в тесном квартале трущоб.
Когда американский провинциализм встречается с Востоком, их встреча заканчивается тупиком и в этом кроется главная причина, почему Запад остается столь равнодушным и самодовольным в отношении азиатского театра. Однако факт остается фактом - многие вещи, которые провозглашаются жизненно необходимыми для нового театрального движения на Западе, давным-давно являются старыми на Востоке.

переводное, Но:, японская история, искусствоведческий флуд, Зои Кинкейд, полюбился как родной, Кабуки, Бунраку, Тайсё

Previous post Next post
Up