Jun 18, 2010 11:03
В каждом городе свои особенности. В Хайфе, например, терпимо относятся к арабам. А в Иерусалиме - к ортодоксам, даже если они ортодоксы культа Вуду. И в этом своя прелесть.
В интернет смотреть бесполезно - сухая статистика ничего не скажет. Да и знаем мы йенту статистику.
А с чего все я это начал изучать? С походки, да. Когда я приезжал в Тель Авив, то чувствовал себя дерёвней из Хайфы. В Хайфе, если человеку надо перейти из точки «Аа» в точку «Бэээ», он встает и передвигается: правой, левой, правой, левой… Или на машине едет, соблюдая или нет правила дорожного движения. В ТА такого не бывает, никогда! Точек «А» и «Б» в природе не существует! В ТА дефилируют, самовыражаются, показывают себя, демонстрируют свое отношение к миру, или свою яркую индивидуальность, или сланцы от Гуччи китайского производства (я тоже думал, что таких не бывает).
Водят же в ТА по-деловому. Там пробки, в этом ТА. Часами… И если уж нет пробки, то тель-авивцу некогда. Надо успеть на работу, с работы, к любовнице, забрать детей, в паб, сделать аварию, занять место на бесплатной стоянке, пока другой торопливец не занял его любовницу. Такой деревне, как я, водить в ТА можно, хотя и нервно оно.
Вы не подумайте ничего плохого про среднего тель-авивца. Он/она/оно не плохой человек. Он понимает, что и другие торопятся, и другие самовыражаются, так что им некогда смотреть на его персону. Иногда удается обогнать заезжего хайфовчанина или блеснуть крутыми платмассовыми очками от-кого-то-там перед беер-шевцем. Да и в Хайфе не подарки на дорогах ездят. Могут и дорогу не уступить, когда перестраиваешься, или подрезать там…
В Иерусалиме - все по-другому. В Иерусалиме человек не живет - он выживает. Или ты, или твой ближний. Или не очень ближний. На дороге идет борьба за существование. Ты не просто едешь - ты либо уворачиваешься от других, либо давишь их сам. Идеальный стиль вождения - «Я в танке». Я еду прямо, и пусть остальные решают - обогнать или уступить. Я-то все равно бессмертен. Антон называет это Синдромом Мак-Клауда. Надо показать людям, что ты не просто не боишься аварии, ты собираешься ее устроить вот-прям-щас. Самое интересное начинается, когда тупой хайфовчанин (вроде меня) пытается втиснуться в забитый ряд, поскольку не знал заранее, где перестраиваться. Тут матерый иерусалимец покажет пантомиму на две минуты: «передо мной ты не встанешь, сцуко, только после меня!». При встрече будет возмущаться - «по этой вашей Хайфе ездить нельзя, никто не уступит дорогу». И будет уверен, что единственная проблема Иерусалима - это засилье религиозных. А вовсе не недостаточное количество жилья, отсутствие планирования, взяточничество мэрии и Управления по Делам Земель, отсутствие рабочей силы, отсутствие поддержки малого бизнеса в пользу большого и безумно низкий уровень преподавания в школах, ага.
Хайфская мэрия, кстати, пытается брать пример с иерусалимской, но масштабы не те. Пока в Хайфе пытаются растратить (как сделали в Иерусалиме) кучу денег на мощение красным кирпичом дорог для общественного транспорта, в Иерусалиме те кирпичи уже разобрали и прокладывают трамвайные пути. Пока в Хайфе берут взятки за право построить пару домов на заболоченной местности, в Иерусалиме строят без разрешения огромные жилые монолиты на тысячу двести квартир для богачей.
Но главное различие между Хайфой и Иерусалимом: в Хайфе свет включается нажатием включателя вверх, а в Иерусалиме - вниз.
Оба города за последние десять лет испохабились. Эпилога не будет.
jerusalem,
haifa