- Отчего у нас не нужна конституция?
- Оттого, что у нас царь и без того ограниченный.
(с) Короленко. Дневник
Остров и все принадлежащие ему земли управляются королем. В данный момент правит двадцать пятый король Острова Ар-Фаразон. Ему принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти. Перечислять все возможности, которые дает ему эта власть, было бы слишком долго, поэтому скажем о том, чего король не может. Он не может (или, по крайней мере, никто из королей не пробовал) открыто пойти против традиции и воли народа.
Исторически власть королей обосновывалась волей Валар, избравших род Элроса для того, чтобы этот род правил Островом и его народом. В определенный исторический момент роль Валар отходит на задний план, однако идея избранности не угасает. Власть над Островом и людьми запада может принадлежать только потомку Эарендиля - это не записано в законах, поскольку невероятна даже мысль о том, что это может быть иначе. Постепенно у идеи избранности появляются новые вариации, например, такие: "На самом деле Эарендель был отважным путешественником, и он указал нам путь, а Владыки за это взяли его в плен; и оттого его дело поневоле осталось незавершенным. И потому наш король, потомок Эаренделя, должен исполнить его. Они хотят сделать то, что давным-давно осталось несделанным: вступить на дальний Запад, и не отступать, завоевать новые королевства для нашей расы, чтобы на этом многолюдном острове, где все дороги исхожены и все травинки наперечет, стало посвободнее. Быть свободными, быть хозяевами мира".
Из "Утраченного пути"(К слову, первый раз вопрос "Почему бы нам не поплыть в Аман?" прозвучал в правление Тар-Атанамира или же еще раньше, более тысячи лет назад.)
Ну и наконец, учение Зигура говорит, что король Ар-Фаразон избран Мелькором и является его наместником на земле.
Говоря о короле, необходимо отметить еще один спорный вопрос, а именно вопрос наследования скипетра. До сих пор не было случая, чтобы прямая линия рода Элроса прервалась, но сейчас все идет к тому. Король с королевой немолоды (и за 40 лет, проходящие за время игры станут еще старше), но детей у них нет, также нет и племянников или иной близкой родни, наличие которой облегчило бы ситуацию. К кому из представителей рода Элроса перейдет скипетр, когда (или, как говорят приближенные короля, если) Ар-Фаразон умрет, неизвестно. Есть предположение, что Наследником должен быть Амандиль или его сын, однако в нынешней ситуации это предположение крайне спорное. Как бы то ни было, род Валандиля - не единственная, хотя и наиболее известная и до некоторого времени наиболее уважаемая ветвь рода Элроса, ну а кроме того, Зигур от имени Мелькора обещает Ар-Фаразону бессмертие и говорит, что королю не нужен наследник, ибо он сам будет вечно править всем миром.
Но поговорим об устройстве общества Острова.
Итак, на вершине нашей пирамиды стоит король Ар-Фаразон и королева Тар-Мириэль, которая не менее почитаема и любима подданными, хотя принимает малое участие в управлении Островом.
На следующей ступени стоит знать.
Знатный человек на Острове - это тот, кто достоин общего уважения по тем или иным причинам. Причины могут быть совершенно разные, например:
- происхождение - потомок прославившегося предка или представитель славного рода достоин уважения из-за его предков, но не только - общепринята мысль о том, что соответствующее происхождение наделяет человека определенными достоинствами.
- богатство - приобретенное самостоятельно или унаследованное. Исторически, богатство считается показателем того, что его обладатель достаточно удачлив и смел, чтобы его получить, и достаточно мудр, чтобы сохранить. Причем здесь главным мерилом богатства является не золото, а земля, и прежде всего, земля Острова.
- должность - предполагается, что человек, назначенный королем на важную должность, обладает всем необходимым, чтобы справляться со своими обязанностями и хорошо служить Королю, Острову и народу (король ведь у нас избранный, значит, он не ошибается). Здесь речь идет о таких должностях, как, например, наместник провинции, флотоводец или полководец, глава гильдии или цеха и т.п. Ну и, разумеется, участие в Совете скипетра тоже придает человеку знатность и наоборот, большая часть знати имеет какое-либо отношение к Совету скипетра.
Вполне достаточно чего-то одного (происхождения, богатства или должности), чтобы считаться аристократом. Представитель рода Элроса может владеть небольшим наделом земли и всю жизнь пасти там овец, и никто не усомнится в его знатности. Но все же предполагается, что "идеальный" аристократ одновременно происходит из знатного рода, богат и занимает важную должность. И такие люди вполне бывают, тем более что ряд должностей на Острове являются наследуемыми. В частности, пятины Острова находятся в управлении князей - каждый княжеский род владеет значительным земельным уделом на территории своей пятины, собирает налоги с жителей этой пятины, разбирает их дела в суде и даже имеет право вводить свои указы, не противоречащие законам Острова.
Такой же властью обладают наместники в колониях, и чаще всего (например, в Умбаре, Пеларгире и ряде других территорий) должность наместника передается по наследству, хотя законодательно это не закреплено, а происходит скорее в силу традиции и удобства. Наместников от князей пятин отличает только отсутствие титула.
Самое интересное, что кроме народного уважения и тех благ, которые приобретаются по наследству или в связи с занятием той или иной должности, аристократию ничто не отличает от других людей запада. Нет никаких исключительных прав, которыми обладали бы только знатные люди. Другое дело, что на определенные должности будет скорее назначен человек знатный.
Следующую ступень занимают всадники.
В нашей версии роквен - как раз представитель "сословия" всадников. Всадник - собственник земли на Острове или же потомок такого собственника. Из всадников обычно комплектуется командный состав армии и флота; также они занимают ряд должностей по управлению провинциями. Стать всадником можно по рождению - или же купив землю на Острове.
К именам всадников или же знатных людей обычно прибавляют уважительное "бар" (господин) или "бари" госпожа.
Люди запада, как мы знаем, не сражались верхом, хотя термин роквен у них откуда-то взялся. Поэтому предположим, что термин этот происходит из мирных времен, когда
"По своему Острову нуменорцы путешествовали на лошадях, ибо все они, равно мужи и девы, находили отраду в верховой езде; скакунов любили и уважали и ходили за ними как нельзя лучше. Их приучали издалека узнавать человеческий голос и откликаться на зов; и, как говорится в старинных легендах, если человек и конь любили друг друга, конь повиновался даже мысленному призыву хозяина".
Из "Описания острова Нуменор" Следующая и основная ступень - это люди запада.
Они - мужчины и женщины в равной степени - пользуются всеми правами, которые дает им принадлежность к высшим людям, а именно:
- право вступать в законный брак (дети, рожденные в таком браке, считаются людьми запада, даже если они смешанной крови),
- право владеть собственностью и заключать сделки,
- право служить в войске - в младшем чине охтара, т.е. воина - или на флоте Острова, женщины в силу традиции обычно этого все же не делают, но это именно сила традиции, а не закона,
- право отстаивать в суде свои интересы (на Острове есть презумпция невиновности) и обжаловать судебные решения в вышестоящем суде, при этом к человеку запада не могут быть применены пытки и телесные наказания,
- человек запада, обвиняемый в преступлениях, караемых смертью, имеет право на королевский суд - т.е. суд самого короля или его наместников,
- человек запада может обратиться к королю или к наместнику с предложением ввести новый закон, для этого ему нужно предложить текст закона, объяснить, какую пользу Острову принесет этот закон, и собрать десять единомышленников.
Осужденный на изгнание с земли Острова лишается прав человека запада и в правах приравнивается к младшим людям.
Младшие люди не могут занимать никаких должностей, служить в войске или на флоте (однако могут владеть разной собственностью, в том числе и кораблями). Они меньше защищены законами - например, наказание за убийство человека запада - смерть, наказание за убийство младшего человека - изгнание или штраф. Наконец, в то время как люди запада платят только налог на имущество, младшие люди платят и его, и "подушную подать", которая увеличивается для тех, кто решает жить на Острове.
Подробнее о том, кто кому и что платит см. правила по экономике.
Ну и, наконец, последняя, нижняя и недавно приобретенная ступень. Рабы.
Рабство появляется изначально в колониях и становится узаконенным при Ар-Фаразоне (без помощи Зигура в этом вопросе, примерно 20 лет назад).
"Легальный" (=признаваемый законом) способ приобрести раба - это взять в плен кого-то из "враждебных" младших народов. Есть младшие люди, которые давно находятся под покровительством Острова, о них уже было сказано выше. У них давно есть своя ниша в социальной структуре Острова и колоний, и нет смысла ее переоборудовать. А вот те, кто долго не покорялся Острову и скорее тяготел к Мордору, нежели к Нуменору, - вот они и становятся основным источником рабов. Хотя Зигур косвенно тут, конечно, помог: когда Ар-Фаразон торжественно покорил Мордор, это обернулось тем, что сам Мордор получил некий странный статус вроде вассального королевства, а зависимые от Мордора территории также подчинялись Острову. При этом люди запада потребовали от населения этих территорий дань, и забирали ее людьми, если ее не выплачивали золотом или товаром. Где-то это происходило мирно, где-то не очень мирно. Как бы то ни было, где-то здесь рабство и расцвело.
Законодательно владеть рабами может только человек запада, а у хозяина есть право распоряжаться своим рабом как угодно. Дикое обращение при этом вызывает все же некоторое удивление (хотя не исключено, что оно случается, потому что владеть чьей-то жизнью - занятие интересное для того, кто ищет новых впечатлений). Но все же общепринято, что раб - это работник, он должен мочь работать, для этого ему нужно обеспечить еду и возможность немного отдохнуть, а то он испортится.
Рабство чаще всего бывает
- в колониях (работы на рудниках, плантациях или чем там еще),
- на галерах (гребцы),
а вот на Острове его не то чтобы много, потому что три тысячи лет без него вполне обходились, а новая мода все же возникает не сразу. Чаще всего это личная или домашняя прислуга, которой не надо платить, хотя возможны и другие варианты в меру фантазии конкретных рабовладельцев. Но надо отметить, что рабы - удовольствие не слишком дорогое. Хорошая лошадь, к примеру, стоит дороже.
В любом случае, раб обязан во всем повиноваться своему господину и быть почтительным со свободными людьми, а ответственность за поступки раба несет его хозяин.