"Вроде живут неплохо... но так жить нельзя!"

Apr 15, 2019 17:45


Заголовок из М. Жванецкого я поставил в качестве выражения колебаний верхов в художественно-пропагандистской плоскости. Подписываться на "Републик" (бывший Сноб.ру) мне неохота, так что публикую фрагмент статьи Андрея Архангельского "Недосоветский худсовет. О чем говорит скандал с фильмом «Братство»?", доступный всем по адресу:
https://republic.ru/posts/93537

"Премьеру фильма «Братство» после просмотра в Министерстве культуры решено перенести с 9 мая на другую дату; это итог двухнедельной баталии вокруг фильма, которая превратила новость в общественно значимую, поскольку в ней задействованы теперь и Совет Федерации, и Госдума, и Минкульт.

Странен, конечно, сам спор по поводу даты проката. Фильм «Братство» совсем про другую войну - но заместитель председателя комитета СФ по науке, образованию и культуре Игорь Морозов, с выступления которого и началась кампания, считает: «Главное, чтобы этот фильм не вышел 9 мая». Потому что на нем «нельзя патриотически воспитывать молодежь». Перенос премьеры на другую дату можно даже назвать победой охранителей, но на самом деле она выглядит двусмысленно. В советские времена ведь как было? «Оградить молодежь от тлетворного влияния» означало оградить насовсем, пресечь в корне. А тут получается - оградить, но как-то выборочно, по праздникам. Удивительный синтез советского и неосоветского в итоге не усиливает воздействие, а как бы подчеркивает бессилие.
Кремлевский спор о ценностях
Это может показаться преувеличением, но история с фильмом «Братство» - не то чтобы скандальным, но именно чуть более сложным, чем сегодня принято - это отголоски каких-то важных идеологических споров наверху. На примере фильма решается вопрос о степени допустимой свободы и критичности в обществе в целом. Политический аналитик Валерий Соловей пишет, что сейчас лоялистам «разрешено повысить градус критики». Но в управляемых системах всегда возникает сложность: где граница допустимого и, главное, кто решает, где эта граница? В советское время ответить на этот вопрос помогало «партийное чутье» - но такое было возможно при тотальности мыслей и чувств; теперь представления о допустимом у всех разные - в этом проблема. Все примерно понимают, что «как при Брежневе» нельзя, но и «как при Горбачеве» - тоже нельзя (поэтому, несмотря на компромиссы в печати и на радио, телевизор по-прежнему на идеологическом замке)."

Может, на этот раз у Лунгина получилось неплохое кино?
Я смотрел "Такси-блюз", который и сейчас представляется вершиной его творчества, "Луна-парк" (бред, но отражающий смятение умов начала 1990-х: как отражать эту реальность?), "Свадьбу" (первый постсоветский фильм о рабочем классе!), "Остров" (натужная и надуманная бодяга, но оказавшаяся востребованной согражданами), "Царь" (про него я даже рецензию писал - что это фестивальное европейское кино, поверхностное, но не хуже "Призраков Гойи" Формана, скажем) и сериал "Родина" - пурга, конечно, но небезынтересная. Видимо, он не имел успеха, раз продолжения не последовало.

пропаганда, Российская Федерация, кино

Previous post Next post
Up