Читая биографию Николая Бухарина пера Стивена Коэна, наткнулся на эпиграф из "Истинноверующего" Эрика Хоффера. Никогда про него не слышал, погуглил, и оказалось, что это довольно влиятельный в США самобытный мыслитель.
Эрик Хоффер родился в 1902 году в семье столяра. Внезапно ослепнув в семь лет и столь же внезапно прозрев в пятнадцать, он понял, что нужно воспользоваться этим даром в максимальной мере - читать как можно больше, наверстывая упущенное. С 1943 года работал портовым грузчиком в Сан-Франциско, а до этого - сезонным батраком, рабочим на золотых приисках в штате Невада, бродяжничал.
Вот что рассказывал о себе сам Э. Хоффер:
"В школу я никогда не ходил. До пятнадцати лет был почти слепым. Когда зрение вернулось ко мне, меня охватил неутолимый голод к печатному слову. Я читал все без разбору; все, что попадалось на английском и немецком языках..."
"Истинноверующий", опубликованный в 1951 году, рассматривает проблемы, особенно актуальные для того времени: массовые движения коммунистов и нацистов и их психологическую обусловленность.
Несколько цитат из книги:
"Все, кто примыкает к нарастающему революционному движению, делают это из соблазна перспективы быстрых и больших перемен в условиях их жизни. Ясно, что революционное движение - это орудие перемен.
Не так очевидно, что и религиозные и национальные движения тоже могут быть средствами перемен..."
"Недовольство само по себе не обязательно ведет к желанию перемен. Чтобы неудовлетворенность превратилась в отрицание, должны существовать и другие факторы. Один из них - ощущение собственной силы.
Люди, испытывающие страх перед окружающим миром, как бы плохо они ни жили, о переменах не думают. Если форма нашей жизни настолько неустойчива и ясно, что контролировать условия нашего существования не можем, мы стремимся придерживаться привычного и понятного. Люди часто превращают свою жизнь в постоянную рутину и с её помощью противостоят чувству неуверенности и ощущению опасности..."
"Люди, которые торопятся с проведением больших перемен, обычно чувствуют себя носителями какой-то непреодолимой силы...
Для того, чтобы броситься с головой в предприятие, связанное с большими переменами, люди должны быть крайне неудовлетворенными, не очень бедными и иметь такое чувство, что, обладая могучей доктриной, непогрешимым вождем или новыми методами, они получают доступ к источнику всесокрушающей силы. Одновременно они должны иметь преувеличенное представление о возможностях и перспективах будущего. И, наконец, они должны быть совершенно несведущими в трудностях, связанных с их предприятием. Опыт в этом случае помеха. Люди, начавшие Французскую революцию, не имели никакого политического опыта. Так же и большевики, и нацисты, и революционеры Азии".
"Чем сильнее личность отождествляет себя с группой, тем выше её способность противостоять насилию. Люди, легче пережившие нацизм, были членами или единой партии (коммунисты), или церкви (священники и высшее духовенство), или тесной национальной группы. Индивидуалисты, какой бы они ни были национальности, не выдерживали...
...русские, раболепствующие перед сталинской тайной полицией, проявили - в одиночку или группой - невероятное мужество перед лицом вторгшихся нацистов. Причина этого, на первый взгляд, противоречивого поведения не в том, что "органы" Сталина были более жестокими, чем армия Гитлера, а в том, что перед лицом сталинских палачей русский человек чувствовал себя только маленьким индивидуумом, тогда как перед лицом немцев он чувствовал себя членом могучей расы, со славным прошлым и еще более славным будущим".
"Нет, пожалуй, лучшего показателя того, что общество созрело для массового движения, чем распространение безысходной скуки".
"Своими собственными делами человек больше занимается тогда, когда они имеют смысл; в противном случае он бросает свои бессмысленные дела и лезет в чужие".
Книга Э. Хоффера располагается по адресу:
http://www.evolkov.net/cults/books/Hoffer.E/index.html#Оглавление