В честь 75-летия Победы подумал, что нелишне написать немного о личном и субъективном: о фильмах, которые считаю лучшими.
Их немного (строго говоря, два), хотя видел я немало.
Детство мое прошло в СССР, и я постоянно смотрел фильмы о войне по телевизору и в кинотеатрах. Все 80-е годы.
А потом увлекался кино и старался как можно больше посмотреть, даже если плевался.
Но какие же критерии "лучших" фильмов?
КРИТЕРИИ
1. Фильм должен выглядеть достаточно фактически достоверным.
Вот Михаил Ершов поставил "Блокаду". И у него там с Кировского завода на Лужский рубеж выходят танки ИС-3, которые в боевых действиях вообще никогда не участвовали, а в 1941 их и в проекте не было. Это косяк.
2. Но такой визуальный прокол еще можно простить, если в фильме есть достоверность интонации. И если у фронтовика Ершова эта достоверность имеется в фильме "На пути в Берлин", то в "Блокаде" сплошной "советский патриотизм", казенные речи и соответствующие неубедительные сценарные ходы.
Когда я был помоложе, а именно в 19, мне казался серьезным фильмом "Взаперти" ("Тюряга") со Сталлоне - типа он же про несгибаемого чувака, который противостоит всему миру.
Временами мне казалось, что это кино сопоставимо с "Поездом-беглецом" Кончаловского.
Разочарование пришло довольно быстро, да и "Поезд-беглец" при пересмотре в 26 лет показался крайне искусственно сконструированным, хотя "Взаперти" стал вызывать вообще исключительно иронию.
3. Внятная и осмысленная история.
Часто не можешь понять, о чем кино. Это беда большинства советских фильмов о войне. Их посыл слишком примитивен: наши хорошие, а враги нелюди, которые пришли нас умучить. Причем это аксиома - зачем они еще могут прийти? Ясен пень, чтоб распять подругу (вариант - жену) на полу втроем (стихи Симонова), младенцев кидать под танки ("Она защишает Родину"), есть наш советский хлеб, млеко и яйки, отнимая у голодных советских людей (везде).
Образы оккупации однотипны: от "Радуги" до "Васька Трубачева", от "Молодой гвардии" до "Отряда", то же и батальные сцены: наших мало, врагов толпы, но наши всегда эффективней (косят супостатов несчетно из пулемета ("Два бойца"), сбивают самолеты из ПТР ("Они сражались за Родину"), сжигают танки бутылками без гранат (там же, а еще "Битва за Москву", скажем) и т.п.).
Не хватает внутренней драматургии, выстроенной истории, которая рассказана с целью некоего высказывания. То есть кино о войне давно и уверенно превратилось в халтуру, ведь установки ясны, зачем возиться, смыслы изобретать? На войне убивают, а молодые парни могли бы в футбол играть, а не эшелоны бомбить ("Хроника пикирующего бомбардировщика"). Но раз Родина приказала, все как один умрем в борьбе за это...
То же и в американских "Спасении рядового Райана", "Ярости", английском "Мост слишком далеко". Не хватает противоречий внутри, все внешне. Ярчайшим примером такой халтуры стало "Освобождение" Озерова при всей добротности работы художника по костюмам и оператора, летающего на вертолете. Была такая рецензия 22 года назад в "Огоньке" - на "Солдата Джейн" в основном, - там автор отлично разобрал, в чем халтурность советской эпопеи, и в чем Голливуд стал ее преемником:
https://www.kommersant.ru/doc/2285673Почитайте, поугорайте. Автор там еще придумал довольно объемное выражение "военная порнуха".
СПИСОК
Итак, какие же фильмы представляются мне лучшими?
"Двадцать дней без войны" и "Восхождение" - к ним у меня претензии в принципе отсутствуют.
Дальше начинаются просто очень удачные фильмы, в которых я могу-таки указать небольшие недостатки:
"На войне как на войне" Трегубовича (атмосфера балагана временами ну и в повести "орлы полковника Дея" дважды подстрелили самоходку, а в фильме это убрали, и зря). Аналогично и "Торпедоносцы" Арановича.
"На пути в Берлин" Ершова (все хорошо, но фильм в новеллах всегда отличается бессвязностью, будь то "Четыре комнаты", "Три истории" или "Париж, я люблю тебя"),
"У твоего порога" Ордынского (но слишком затянутая экспозиция).
Прочие удачные фильмы упомянуты вот здесь:
https://www.film.ru/articles/ot-moskvy-do-berlina?page=showКонечно, после 1990, по-моему, ни один фильм о войне не был особо удачным, а "В августе 1944-го..." Пташука трудно назвать фильмом о войне, скорее о тонкостях работы оперативников СМЕРШ.
Но к старым выдающимся фильмам такие претензии:
"Иди и смотри" - слишком натуралистично. Уже нехудожественно.
Собственно, повести Адамовича ("Каратели" и "Хатынская повесть") являются скорее публицистикой, а вся художественность ушла во внутренние монологи Гитлера, Тупиги и Дирлевангера, а также в образ Косача после войны. Из фильма все это убрали, осталась "хроника зачистки" - по слухам, Эрих Хонеккер запретил прокат данного кино в ГДР.
Оно, кстати, и недостоверное (видимо, из-за цензуры), ибо в реальности и в повести "Каратели" немцы только во главе батальона, сам же батальон из наших украинских братьев состоит. В фильме лишь один клоун размовляет, а прочие шпарят на чистом русском. И маловато их.
"Они сражались за Родину" - сценарий словно для двух фильмов.
Сын Сергея Федоровича реализовал батины начинания в разбиении "Обитаемого острова" на две части, вышло не ахти. Ну и, как выражался фронтовик, киновед и сценарист Владимир Баскаков "огня в фильме слишком много". Я бы еще добавил старинный сомнительный подход в изображении потерь германских вооруженных сил от ПТРД и штыковых атак.
Но пыль на лицах, "умыли мы их, блядей", широкий экран - мастерство не пропьешь.
"Проверка на дорогах" - слишком много приключений.
Тут и перестрелка на дороге, и МГ-42 с вышки (из-за кожуха он не шипеел, поэтому съемочная группа его нагревала отдельно перед бросанием в снег).
А вот пленные на барже (Герман снял уголовников), атака карателей, истеричный Бурляев, Майя Булгакова ("Пойду докажу на вас"), Быков, толкающий грузовик в финале - это все очень хорошо.
Открытием стало для меня недавно, что актер Заманский воевал, а потом сидел. Лицо у него убедительное.
"Отец солдата" - очень хороший фильм, но поэтика начала 1960-х, как и в "Живых и мертвых", маленько архаична сейчас. Ну и элементы чего-то французского в грузинском кино меня лично раздражают, так как я вообще люблю итальянское.
Все прочие перечисленные в том списке фильмы я отнес бы к кино немного выше среднего, так что не отношу к лучшим фильмам.
ИМПОРТНЫЕ ГАВРИКИ
Ну, "Враг у ворот" - редкостная муйня. Да и прочие "шедевры" зарубежных исполнителей: немецкий "Сталинград" 1993 года не впечатлил, а запрещенный к прокату "Номер 44" я не видел, но рецензии доставили немало веселья.
Однако есть один весьма достойный фильм, который в советское время проходил под рубрикой "фашистского реваншизма". Я оного в фильме не нахожу, ну и кроме несколько странной работы художника по костюмам и сюжетного хода с советским женским подразделением не могу ни к чему придраться: сценарий иноземный, конечно, ну так и фильм не наш. Но где вы еще увидите ПТРС, бегло стреляющий?
В районе Тамани?!
Речь о "Железном кресте" Сэма Пекинпа, участника Второй мировой. Всем рекомендую посмотреть эту антивоенную драму, если еще не видели.