В течении шести с лишним лет, путешествуя по азиатских странах, я посетил сотни буддистских храмов, ночевал в несколько десятках и останавливался на 2-3 дня в десяти или больше. За это время, я пообщался с сотней монахов и познакомился и подружился с несколькими .
В таких странах, как Лаос, Камбоджа, Таиланд, Бирма и Шри-Ланка, распространено буддистское направления Тхаравада. В тхераваде, каждый буддистский храм, является и монастырём, ибо обслуживается монахами. В Таиланде, Камбодже и Лаосе, эти храмы-монастыри, имеют название Ват. А так, как в ватах служат монахи, то они там и живут.
В Таиланде, лаосе и Камбодже, в монастыре должен отслужить каждый мужчина, хотя бы раз или даже несколько раз. А также, в самом разном возрасте, даже с шести лет.
Детей отдают в монастырь, по двум причинам.
Чтобы приучить мальчика к буддистской жизни, работе в коллективе и бытовым трудностям.
Также отдают мальчиков в монастырь, в случае учёбы в городе. Если родители очень бедные, и у них не хватает денег на обучение ребёнка, его отдают в монастырь, как в общежитие.
Для "поселения" в монастырь, будущему монаху, нужно приобрести комплект одежды (один-два балахона) и чашу для подаяний. Всё остальное, монах будет получать от населения.
Питаются монахи, за счёт людей, которые им подают. Подаяние еды, происходит рано утром, в шесть часов. Монахи берут чаши, и идут по городу или деревне, ходят по улицам и переулкам, где их уже ожидают люди, желающие накормить буддистских "жрецов". По традиции, монахи идут за подаяниями босиком, но в больших городах, этой традиции, придерживаются не все.
В некоторых местах, принято собираться, в какой-то части улицы или деревни, и подавать вместе. В некоторых местах, каждый выходит на улицу, возле своего дома или места работы и дожидается своего "подопечного".
Монах или группа, подходят к мирянам, которые разуваются и стоят босяком или стоят на коленках.
Люди кладут в чашу еду, становятся на колени и наклоняются низко, показывая послушничество монахам , и тогда, монах читает мантру-молитву за подавшего. Когда он уходит, человек поднимается с колен.
Еда бывает самая разная, всё зависит от места, статуса монаха и платёжеспособности "спонсора". В первую очередь, это рис, что является гарниром и "хлебом" у азиатов. До риса добавляется то, что может вынести из дома верующий или купить в магазине.
Однажды, я жил в Лаосе, в бедном монастыре, где жили юноши-монахи. Семь дней им подавали лишь рис, овощи и зелень. Ни мяса, ни рыбы, ни каких-либо фруктов. Но, если деревня не очень бедная, то в рационе, попадается и яйцо и немножко мяса и фрукты.
В городе, а особеннов столице или в каком-то важном и многопосещающем храме, монахи живут намного лучше. Как-то, я остановился на окраине Бангкока в большом монастыре, где есть важная буддистская ступа и много верующих посетителей. Меня приютил парень, студент-монах, который учится в университете и живёт в монастыре. Когда мы пошли утром за подаянием, он попросил меня идти сзади и, время от времени, из его чаши перекладывать еду себе в пакет. Во двор монастыря, на стоянку, подъезжали автомобили и водители подавали подаяния монахам. Солидный водитель из дорогого автомобиля, дал увесистый пакет с едой. По приходу домой, мы накрыли коврик с едой, блюд было столько, что можно было накормить человек пять, причём еда была дорогая и разнообразная.
Кроме еды, монахам подают и разные необходимые вещи. Наборы личной гигиены, обувь или одежду, напитки и прочие нужные вещи. В городах, даже есть спецмагазины, для монастырей, там можно купить как отдельно, так и комплексно. Продаются ведёрка, которые набиты фонариком, зонтиком, шампунями-зубными пастами-мылом и прочей бытовой химией.
Просыпаются обитатели монастыря в пять утра. Принимают душ, идут на молитву, где читают мантры и потом уже, идут за едой. После принятия подношений, возвращаются в храм, распределяют еду, если питание коллективное и завтракают. Если же монах собирает еду в одиночку, то он ест один или относит часть старшему монаху, который не ходит за подаяниями.
После завтрака, учащиеся и студенты идут на учение, а старшие монахи, занимаются полезными делами на территории монастыря или совершают какие-то дела за территорией вата.
В двенадцать, у монахов обед, и это кстати, последний приём пищи за день. В некоторых регионах, есть после двенадцати запрещено, в некоторых регионах, после часа дня. Так что, монахи стараются наесться до обеда, а после обеда они могут только пить напитки. Такое строгое правило, происходит с древних времён, но в наше время, монахи придумали, как не нарушать закон и не оставаться голодным.
После двенадцати, нельзя есть, но ведь можно же пить. Вот монахи и пьют, молоко, соки, кокосовое молоко, соевые напитки и всякие шейки. К напиткам, добавляют сахар или иные сахаросодержащие продукты. Вы пробовали пепси со сгущёнкой???
После обеда, монахи собираются вместе и читают мантры снова, а также медитируют. Кто-то, проводит ритуальные обряды, культурно-массовые мероприятия и другие события. После вечерней молитвы, в шесть-семь вечера, у монахов свободное время.
Как я уже говорил, монастыри бывают разные по раскаленности и уровню жизни. Если в бедных районах, монахи живут спартанской жизнью, у них нет ни телевизора, ни холодильника, то в развитых регионах, а особенно в столицах, у монахов есть все блага цивилизации, от водопровода, до телевизоров, кондиционеров и интернета.
И у некоторых старых монахов, в комнатах, есть вот такие пирамиды с изображениями божеств, Будды и свечами, так что монах, может из дома не выходить и молиться в своей комнате.
Живут монахи, в домиках, на территории монастыря. В Лаосе, где я жил неделю, монахи жили в домике сколоченном из бамбука, где щели в стенах и полу, были шириной в пол-сантиметра и монахи стараются, заклеить стены бумагой и застелить пол циновками. Спали они на тонких матрасах на полу. Единственным благом цивилизации, было электричество, которое выключалось в десять часов вечера.
В виду того, что комаров много, а стены "прозрачные", то и в комнатах много москитов. В джунглях, нередко встречается малярия и лихорадка денге, поэтому, все стараются спать под москитными сетками.
У буддистских монахов есть правила и перечень запретов. Чем выше по статусу монах, тем запретов у него больше. Самыми важными запретами, которые касаются всех монахов, это запрет есть после обеда, запрет на убийство любого живого существа, будь-то курица или даже комар, запрет на принимание алкоголя. Также, во время монашества, послушник или монах, не могут касаться женщин. И не важно, кто эта женщина, чужая или своя, даже к сестре или к матери. Когда я фотографировал послушника с его матерью. я попросил его обнять мать, на что он ответил, что не имеет права.
В ватах, среди монахов, есть иерархия. На самой нижней ступеньке, стоят "послушники". У послушников, меньше всего запретов, но и их может "строить" любой монах.
В монастыре, как и в армии, дедовщина. Младший делает то, что ему укажет старший и еда распределяется, тоже по старшинству.
Меньше цепляются к тем младшим, чьи родители живут рядом. Родители приходят чаще, приносят вкусностей больше и с таким меньшим, можно сходить к нему домой поесть.
Юноши живут такими интересами, как и их друзья на "гражданке", они смотрят фильмы, качают музыку и расклеивают плакаты на стенах, но в меру, чтобы не влетело от монаха.
В двадцать лет, послушник проходит обряд становления монаха, которые празднуют всем монастырём и на который могут приехать родители. После этого, он уже полноправный монах и его уважают все послушники. Но, и запретов у него больше.
Если мужчина приходит в монастырь в зрелом возрасте, то на это есть некие причины, значит в его жизни, произшло важное событие.
Кто-то уходит в монастырь, после свадьбы, на два-три месяца, кто-то после окончания университета. Многие мужчины уходят в монастырь, после смерти одного из родственников. В зависимости от эмоционального состояния, срок может быть пол года или год.
Так что ват, это место где собираются разные слои населения и разные категории людей. В одном монастыре, могут рядом жить бывший военный и врач, преподаватель университета и студент, убийца и полицейский, крестьянин и министр. Естесственно, министр не будет жить в бедном деревенском вате, а бедный крестьянин, не устроится в мажорный известный монастырь.
Парень на верхнем фото, в юности, подсел на наркотики, вступил в молодёжную банду и в итоге, сел в тюрьму. После пятилетней отсидки, он вышел на свободу и мать настояла, чтобы он на пол года ушёл в монастырь. Бывший гангстер послушался матери, но через пол года, решил на "гражданку" не уходить и живёт уже в храме третий год.
В городе Лопбури, я познакомился с Папоте. Когда-то он был профессиональным инженером и даже ездил в Европу в коммандировки, но в последтвии, в его жизни случилась семейная трагедия и он ушёл из обычной жизни в монашескую. Здесь я и умру, сказал он.
Папоте, неплохо знаком с картой мира, хорошо владеет английским. Три раза, когда я к нему приезжал, я останавливался на три-четыре дня. Мне было очень интересно, общаться с культурным и образованным монахом, который променял жизнь в столице, в шикарном доме, на скромный монастырь в небольшом городе.
И на вершине монашеской иерархии, держатся старые монахи, которые живут в монастыре постоянно и настоятель храма, который всем управляет. В любой момент, каждый монах, может покинуть монастырь по своему желанию, а потом вернуться. Только тогда, если статус очень высокий, монах уже не займёт свою предыдущую ступень.
Если монах прожил в монастыре длительное время, был настоятелем, сделал большой вклад в развитие монастыря или местной буддистской общины, то после смерти для монастыря могут сделать восковую фигуру.