На днях в Ашдоде после продолжительной реконструкции вновь открылся археологический музей имени Карин Маман. Это единственный в мире музей, посвященный культуре народа филистимлян, или "плиштим". История и таинственное исчезновение этого народа будоражат разной зрелости умы уже долгое время.
Еще бы! Пассионарные филистимляне произвели настоящую революцию в Восточном Средиземноморье, сметя на своем пути империю хеттов и всерьез пошатнув трон египетских фараонов. Они принесли с собой колесницы и мечи из железа, подведя тем самым жирную кровавую черту под Бронзовым веком и начав Железный век.
Отдельные их отряды умудрились даже пройти Африканский материк насквозь - через пустыню Сахару, где они основали городскую цивилизацию, известную под условным названием Гарамантида.
Недаром император Адриан переименовал Иудею, покоренную им с таким трудом, в Сирию Палестину, землю филистимлян - это было двойное унижение, ведь филистимляне были старыми врагами израильтян. Поэтому сегодня недругам еврейского народа так важно показать свою преемственность с филистимлянами, народом, канувшим в Лету предположительно в V в. до н.э.
Талантливый пропагандист, Ясир Арафат утверждал, что палестинские арабы являются потомками филистимлян, и по этой причине они имеют больше прав на Землю Израиля. Недаром раис предложил назвать палестинских арабов палестинцами, а их будущее государство - Палестиной. Чуете запах побежденной Иудеи?
Многократно повторенная ложь пустила корни, и вот уже пиарщики музея имени Карин Маман путаются, ставя знак равенства между плиштим и палестинцами. Но насколько правильно это делать? Сейчас разберемся.
Время действия: II тысячелетие до н.э.
Место действия: Восточное Средиземноморье
Событие: Первая мировая война
Война 1914-1918 годов, в которую были вовлечены многие мировые державы, вовсе не являлась первой в истории человечества глобальной войной. Такие конфликты случались и раньше - взять хотя бы походы Александра Македонского, Пунические войны или завоевания Чингисхана, перекроившие карту мира и изменившие мировой порядок. Но, пожалуй, по-настоящему первой мировой войной стало нашествие так называемых "народов моря", происходившее в несколько заходов. Один из его центральных эпизодов был запечатлен в гомеровских эпосах как Троянская война.
Разумеется, по прошествии трех тысячелетий до нас дошли только обрывки достоверной информации. Ученые до сих пор спорят о деталях и исторических фактах. Но даже смутные отголоски тех событий, полуистершиеся надписи на египетских камнях, а также многочисленные упоминания на ассирийских и хеттских глиняных табличках и в ТАНАХе впечатляют.
У египтян эта группа народов фигурирует как "народы моря", у израильтян - "плиштим", филистимляне, что в современном иврите означает "захватчики", "оккупанты", а более поздние ассирийские источники упоминают регион, заселенный филистимлянами, называя его "па-ла-аш-ту", видимо, отсюда и пошло "Палестина".
Речь идет о союзе доиндоевропейских и прото-индоевропейских племен, впоследствии рассеявшихся по всему Средиземноморью и вошедших в состав разных народов. Изначально их ядро проживало на северо-западе Балканского полуострова и близлежащих островах. Греки называли их пеласгами, "морским народом", от греческого "пелагос", море. Геродот отмечает, что древняя Греция, до того как стала именоваться Элладой, называлась Пеласгией. Но, судя по всему, их самоназвание - "пеласты", потому и в египетских источниках фигурируют как "п-л-с-т". Израильтяне всех пришельцев обобщенно называли "плиштим", по доминирующему племени. В иврите это привнесенное слово со временем обрело иной смысл, так же, как и греческое ехидное "барбар" трансформировалось в негативное "варвары".
Однако, пеласги были лишь одним из "народов моря". Среди них были также ахейцы (в египетских источниках "а-к-в-ш"), данайцы ("д-н-н"), ликийцы ("л-к"), тевкры ("т-й-к-р"), и другие. Частично эти народы были ассимилированы греками, частично превратились в филистимлян, а также влились в другие средиземноморские этносы.
Пеласги оставили оставили после себя заметный топонимический след. Косовская столица Приштина находится как раз на исторической родине филистимлян. От одного из филистимских племен, называемого египтянами "ш-р-д-н" получил название остров Сардиния, от другого, "ш-к-л-ш" - другой остров, Сицилия. От "т-р-ш" (на ионийском диалекте Τυρσηνοί) остался топоним Тирренское море.
Что стало причиной Троянской войны, где первоначально "народы моря" фигурировали как в числе нападающих, так и защитников Трои? Судя по Геродоту, ею могла стать затянувшаяся на много лет засуха, приведшая к голоду. Об этом сообщает фараон Мернептах. Так началось первое крупное переселение народов, после падения Трои объединившее былых соперников и подтолкнувшие их к поиску новых мест для пропитания. Сначала они поселились в Малой Азии и на островах, а затем сотоварищи направились на юг, прокладывая себе дорогу огнем и мечом.
В одночасье падает Хеттское царство, сметен Угарит, захвачен Ханаан, и лишь Египет с огромным трудом сумел остановить эту лавину народов (шедшую, повторюсь, волнами и на протяжении длительного периода). Египетский фараон Рамзес III победил опасных пришельцев, а затем отправил их от греха подальше, поселив в Ханаане: "Я поселил их в крепостях, связанных моим именем".
Так начинается история филистимского Пятиградья: Ашкелона, Ашдода, Экрона, Гата и Газы, уже хорошо известная нам по ТАНАХу. Но жили они и в других городах - в Доре, Секелаге, а также на месте нынешнего Рамат-Авива.
Итак, часть филистимлян осела на морском побережье Ханаана, где они чувствовали себя комфортно, часть расселилась по всему Средиземноморью, а голубоглазые гараманты (даже в их названии есть пеласгический суффикс "-ант"), изображенные на колесницах, построили на территории Южной Ливии не менее восьми цветущих городов с новейшими на тот момент технологиями - той же канализацией. Постепенно все осколки "народов моря" ассимилировались среди соседей.
На сегодняшний день сложно определить происхождение языка филистимлян, так как до нас дошло крайне мало слов из их языка. Однако ученые находят следы филистимского в других языках: князь, возглавлявший один из городов, "серен" (отсюда греческое слово "тиран"), в современном иврите трансформировался в воинские звания капитана (סרן) и майора (רב-סרן). ТАНАХ упоминает, что филистимляне пришли с острова Кафтор, что в иврите могло превратиться в корону כתר, пуговицу כפתור и европейскую столицу capital. Некоторые ученые пошли дальше, разыскивая возможные филистимские слова в иврите и других языках: наложница "פלגש", шлем "כובע" и нечто фиксирующее "קובע", окраина, жилые постройки, находящиеся за городской стеной "פרבר", а в латыни peribolus ("стена"), ну и, наконец, нечто двигающееся, с колесами - "מכונה", латинская machina - слово, перекочевавшее во многие европейские языки. То есть, те немногие слова, которые нам известны из филистимского языка, принадлежат скорее к индоевропейской семье.
Что с именами собственными? Среди них есть немало семитских, ведь постепенно филистимляне ассимилировались с окружающими народами, но не только.
ТАНАХ написан на иврите, поэтому некоторые имена могли быть искажены. Например, ивритизированное имя
Голиат видимо происходит от лидийского имени Алиат, означающее "лев" или "волк", а серен филистимского города Гата Ахиш наверняка является тезкой троянскому царю Анхису, которого из горящей Трои вынес на своих плечах сын Эней.
Куда исчезли филистимляне? Судя по ТАНАХу, они постепенно перемешались между собой, став одним народом, а затем смешались и с другими. Но характер у них был скверный, воинственный. Они принимали участие во всех региональных конфликтах, что наверняка способствовало постепенному сокращению их численности.
Одно из последних упоминаний о филистимлянах содержится в ассирийских источниках, датируемых V веком до н.э. После этого про них должны были забыть окончательно, если бы не прихоть римского императора Адриана, подавившего восстание Бар-Кохбы шестьсот лет спустя, в 135 году н.э. Он решил стереть всякое упоминание о евреях, переименовав римскую провинцию Иудею в Сирию Палестину.
А теперь коротко разберем, кто такие палестинцы, чтобы понять, существует ли хоть какая-то связь между ними и древними филистимлянами. Как известно, арабы - семиты.
Термин "палестинцы" долгое время ассоциировался в массовом сознании с еврейским народом, происходящим из региона, одним из названий которого было Палестина. Недаром палестинофилы, они же "Ховевей Цион", были сионистами. Когда после появления Декларации Бальфура некоторые арабские лидеры решили позаимствовать название "палестинцы", эта диковинная идея долго не встречала поддержки в арабских массах, по большей части пришлых из соседних регионов. Они считали это название "слишком еврейским".
Лед тронулся только после грандиозного поражения арабов в Шестидневной войне. Нанесенная горькая обида позволила палестинским арабам осознать общность своей судьбы. И тут уже идея о едином арабском народе Палестины пала на унавоженную почву и дала ростки, постепенно проросшие до попыток голосования в ООН о признании несуществующего государства.
Но давайте посмотрим правде в глаза. Между филистимлянами и палестинцами лежит огромная временная пропасть в почти две с половиной тысячи лет, и на скаку ее не перепрыгнуть, как бы этого не хотелось. 125 поколений - это не шутка. Много воды утекло с тех пор, и многие народы прошлись по этой территории. Если уже на то пошло, то с бОльшим основанием филистимлянами могут себя называть косовары, греки, албанцы и ливийцы, а также коренные жители Сардинии и Сицилии.
Евреи, получившие маленькую толику генов от "народов моря", ровно так же могут именовать себя филистимлянами, что и потомки пришлых арабских племен. Так что не спешите верить многократно повторенной лжи. От повторения она правдивее не станет.
***
Этот материал был отредактирован и дополнен, а затем опубликован
здесь.