Jan 15, 2010 21:02
Этот фильм стал самым значительным кинособытием для меня за последние много лет. Однозначно лучший фильм последнего 10-ти летия, о чем было упомянуто ранее.
Итак, поехали.
Золотой глобус, премия Британской киноакадемии BAFTA, премия Берлинского кинофестиваля, Оскар-2008, пять премий Национального общества кинокритиков США, премии Нью-йоркского общества кинокритиков, Лос-анджелесской ассоциации кинокритиков, и еще более 60-ти кинопремий и наград по всему миру - все это «Нефть», последняя на сегодняшний день картина Пола Томаса Андерсона.
Начало двадцатого века подарило человечеству много нового - делались открытия, которые изменили мир, совершенствовались технологии, конную упряжку сменил автомобиль, который тут же стал пользоваться бешеной популярностью, и как грибы стали расти автомобильные заводы. Это было время технологической и научной революции, человек вовсю стал использовать родную планету и ее природные ресурсы. И, конечно, в литературном мире такие перемены не могли остаться незамеченными. Одним из таких «сторонних наблюдателей» стал знаменитый американский писатель Эптон Синклер...
В Штатах он более всего известен своим романом «Джунгли», изданным в 1907-м году и заинтересовавшим большое количество читателей описанием нравов, царящих за стенами Чикагских промышленных скотобоен. Волна общественного негодования, поднятая этим произведением, существенно изменила порядки в американской пищевой промышленности. А два десятилетия спустя он написал роман, разоблачающий коррупцию и эксплуатацию, которая была заложена в основе процветающей тогда американской нефтедобывающей промышленности. Одно название романа "Нефть" подняло настоящий скандал. А именно нефть, нефтедобытчики, нефтепромышленность, нефтяники - вот были главные слова того времени. Это была эпоха черного золота, когда богаче станет тот, кто проворнее. Новые земли, новые территории, купля-продажа, аренда, мошенничество, аферы с недвижимостью, бескомпромиссные решения, жестокость - все это олицетворение нефтяного бума в Штатах начала 20-го века.
Когда было принято решение экранизировать роман, режиссеру фильма Полу Томасу Андерсону был поставлен самый сложный вопрос: кого брать на главную роль? Кто отразит целую эпоху в лице лишь одного человека? Кто воплотит все контрасты этого алчного, жестокого и расчетливого бизнеса? Это должен быть человек не просто с большой буквы. Он должен жить своим героем. Ответ пришел к Андерсону почти сразу - это Дэниел Дэй-Льюис.
Принято считать, что чем больше ролей у того или иного актера, тем он опытнее и лучше. Отчасти это верно. Но есть исключения. Есть Дэниел Дэй-Льюис. Среди многих актеров своего поколения он выделяется умением вживаться в свои роли. Он снимается не так много. Фильмов с его участием порядка 20-ти, но везде отдается полностью своему герою. А как он контрастен! Он может быть и неунывающим парализованным в фильме «Моя левая нога», который дал ему первого (и не последнего!) Оскара. И борцом за свободу в «Последнем из могикан». А уже через год он - влюбленный интеллектуал в эпоху «дворцовых переворотов» у самого Мартина Скорсезе в фильме «Век Невинности». И уже гораздо позже у того же Скорсезе - Билл-мясник в фильме «Банды Нью-Йорка». Жестокий, но справедливый, холодный, но чувствительный Билл практически в одиночку отстаивает интересы коренных жителей Америки. Как же он величественен, каждое движение, слово, мимика не могут оставить равнодушным никого! Звездный мальчик Леонардо Ди Каприо на его фоне просто блекнет - после этого ему, по крайней мере, есть на кого равняться. В картине «Баллада о Джеке и Роуз», которую в 2005-м году снимала жена Дэй-Льюиса, Ребекка Миллер, Дэниел играет старого битника, который никак не может примириться со своим настоящим. И, как правило, во всех картинах герои Льюиса трагичны. Все и каждый, по-своему, как любая сильная личность. Как человек, стремящийся перевернуть мир.
Сюжет картины прост. Как каждый золотоискатель-энтузиаст, Дэниел Плейнвью трудится днем и ночью. Но его постигает неудача. А потом еще неудача. И так день за днем, неделя за неделей, год за годом... Но есть такое понятие в Штатах, как американская мечта. Мечта Плейнвью - черное золото! В те времена нефтяной бум еще только начинался, нефть шла прямо из земли, дело было только за тем, чтобы найти эту землю и вовремя ее выкупить. Ну, и, как известно, для достижения цели все средства хороши. Экран меркнет, и вот перед нами уже ухмыляющийся, хитрый взгляд Дэниела Плейнвью, хорошо одетого, с сигарой во рту, уверенного в себе и в своем завтрашнем дне. Он всегда прав, он никогда не отступит от намеченной цели. И не важно, какую цену он заплатит за все это. Он готов ее платить. На своей земле он этакий «божок»...
Однако у каждого «бога» найдется свой оппонент. В данном случае - это местный проповедник, мальчишка лет 20-ти, которого зовут Илай (примечательно, что Пол Дано, исполнивший роль Илая, и Дэниел Дэй-Льюис уже работали вместе в картине «Баллада о Джеке и Роуз»). Несмотря на возраст, он очень серьезный противник. Казалось бы, ему единственному удается заставить Плейнвью поступиться своими принципами. Но не тут-то было…
Режиссеру фильма «Нефть» Полу Томасу Андерсу всего 39 лет. Начиная с неплохого дебюта - фильма «Роковая красотка», он быстро добился признания. Первой по-настоящему успешной его картиной стала работа «Ночи в стиле Буги», где он блестяще отразил атмосферу свингующих 70-х и передал, как это ни иронично звучит, - безо всякого намека на пошлость, - все тонкости порно-индустрии. На главную роль в своей следующей картине «Магнолия» он взял звезду с мировым именем Тома Круза, где показал его с довольно необычной стороны. Фильм был отлично принят критиками и вызвал множество хвалебных отзывов.
В своей следующей картине он превратил заправского комика Адама Сэндлера в неплохого драматического актера и снял свой первый романтический фильм «Любовь, сбивающая с ног». То есть к съемкам картины «Нефть» у режиссера за спиной был уже нешуточный багаж очень удачных картин и колоссальный опыт.
Во время написания сценария Полу Томасу Андерсону более всего приглянулись первые 150 страниц романа, где в точности описывался быт, нравы нефтедобытчиков, а также все тонкости ремесла того времени. Андерсон изучил технологию постройки вышек, всевозможных приспособлений для добычи, которые использовались тогда, чтобы впоследствии достоверно изложить все это на экране. Вообще, в картине очень много точных деталей, например, вся массовка набиралась их местных жителей, что придало ей еще больше натуральности и колорита.
И еще один немаловажный фактор успеха картины - это, конечно же, замечательная музыка гитариста «RADIOHEAD» Джонни Гринвуда. Андерсон давно был поклонником творчества знаменитой рок-группы, поэтому особых колебаний, кому доверить саундтрек фильма, он не испытывал. Один из лучших эпизодов картины - это ее начало. Бескрайняя пустыня, взгляд Дэниела Дэй-Льюиса куда-то за горизонт. И однотонная музыка Гринвуда - это впечатляет!
Наверняка название для своего фильма Пол Томас Андерсон придумал сразу же после прочтения книги - «Здесь будет литься кровь»! Это как слоган, олицетворяющий время алчности, мошенничества, обмана и неоправданной человеческой жестокости в погоне за «черным золотом». Ну, в общем, как говорится: «Люди гибнут за металл…»
Алексей РОМАНОВСКИЙ
рецензия,
кино