Про проговорювання емоцій та почуттів дитини.

Jan 15, 2014 21:15

А ось і перша "ластівка" в моїй батьківській дорозі. Багато разів чула, що те, що нам здавалось правильним, наші діти можуть назвати іншими іменами, коли підростуть і сформують власну думку. Я рада, що можна не очікувати думки від дітей, а можна почерпнути інші погляди на вже одобрені та випробувані методи в думаючих людей.

Проговорювання почуттів та емоцій - з Вадимком в мене позитивний досвід, навіть дуже. Може тому, що я бачу, як постійно з часом до базових назв добавляться багато уточнень, синонімів, різні грані того ж почуття. Він сам шукає, як назвати своє переживання чи відчуття, мені це дуже подобається.

Проте, я зрозуміла, що варто бути обережнішим і взяти напрямок на "активне слухання" замість "активного проговорювання" почуттів. Так гарно написано про "ріку" емоції.... не думаю, що проговорюванням вона просто зупиняється, хоча ні - можливо воно так і є - коли я з кимось маю душевну бесіду, намагаюсь хоч кількома реченнями виразити переживання, а людина замість того, щоб вислухати і уявити "моє", перериваючи називає мені те, що вона здогадалась я б мала тоді відчувати... розказую я після того точно стисліше і простіше. Виходить, це і для дорослих важливо. Що ж, захотілось бути уважнішою до чужої "ріки"...

Originally posted by fina_ru at О проговаривании эмоций и чувств ребёнка. Ещё раз.

Вот здесь уже затронута эта тема. Мне задают вопросы. Попробую ответить.

Называний чувств очень мало, эмоций немного больше, и ещё больше ощущений. Ощущения как река, одни сменяют другие. Эмоции возникают как бурун в общем течении ощущений. Когда родитель называет сильную эмоцию, он приостанавливает движение реки, течение ощущений и тем самым притормаживает бесконечное безостановочное жизненное течение.
     В этом смысле гораздо лучше просто быть с ребёнком, принимать его. Если родитель чувствует, что малышу трудно, что он застрял в каком-то чувстве, в каком-то ощущении, то ему нужно помочь принятием, полным принятием, совместным пребыванием. Его можно усилить объятиями, прикосновением. Иногда ребёнок застревает в ощущениях всё равно и объятия не помогают. И тогда полезно спросить: "Ты расстроен? Ты растерян? Ты сердишься? Ты устал?" в соответствии с ситуацией, не приписывая ему заранее собственную родительскую интерпретацию его чувств, поскольку чувства, несмотря на свою похожесть в проживании, всё-таки имеют индивидуальный характер.
     У некоторых мам возникает вопрос: как же узнает ребёнок разные чувства? И у меня возникает обратный вопрос: а как он узнаёт называние всего вокруг? Ведь не обо всём на свете рассказывают ему родители. Что-то он узнаёт из разговоров других, что-то из книг, из контекста, а не из прямых сообщений, вообще, большую часть слов, речи мы узнаём из контекста, а не из прямого текста.

Прежде чем воспринять новое понятие, новое слово, у ребёнка возникает целая череда разных ситуаций, эмоций, новостей, из которых постепенно складывается место для восприятия какого-то понятия, значения. И само понятие складывается постепенно, поэтапно, и когда ему говорят в лоб: вот это - это и больше ничто, то у него появляется как ожог и преждевременное формирование понятия, и фиксация на этом понятии, ведь это сказал родитель, придал особое значение, значит это важно. И здесь есть несколько моментов. Первое - обычно так проговариваются негативные чувства или ситуации, тем самым большее внимание придаётся негативу в жизни, а значит и большее значение, большую важность. Второе - преждевременное называние, преждевременная речь способствует раннему развитию интеллекта, что не совсем полезно, ведь всё должно приходить вовремя, иначе интеллект начинает замещать чувственное восприятие, а в случае прогововаривания именно негатива формируется определённый стиль думания ребёнка. И третье - чувственное прорастание понятия, значения происходящего в жизни замещается родительскими чувствами и представлениями. Так ребёнок научается жить не своими, а родительскими чувствами и эмоциями.

знайдена цінна думка, емоційний розвиток, репост

Previous post Next post
Up