Оригинал взят у
vapsvort в
Зимнее путешествие на Байкал Этот год - первый год за долгое время, когда мы с друзьями не ходили в лыжный поход. Не знаю почему, просто в этот раз как-то не срослось.
Но перед самым началом зимы у меня появилась мечта побывать на зимнем Байкале. Вообще вроде бы на Байкал зимой хотелось давно, но так, чтобы прям мечта - вот недавно. А если о чём-то мечтать, то оно обязательно сбывается. Сначала я переживал, что мне не удасться собрать группу, но потом нас набралось 10 человек. И мы поехали.
Дорога
Добраться до Байкала можно двумя способами: самолётом - дорого и быстро, либо поездом - нетак дорого и очень долго. Первый вариант предполагает вылет из Москвы в Иркутск - лететь несколько часов, но долететь до Иркутска стоит дороже, чем порой до Нью-Йорка. Поэтому мы от этого варианта отказались. Второй вариант занимает в сумме около недели в пути, то есть ровно половины стандартного двухнедельного отпуска, который большинство из нас могло себе позволить. Поэтому мы выбрали комбинированный вариант - летели на самолёты до Красноярска, а потом из Красноярска до Иркутска день ехали на поезде, разглядывая в окно пейзажи Красноярской и Иркутской областей. Надо сказать, что там на востоке Россия выглядит совсем иначе. Старана становится большой, расстояния увеличиваются, дороги удлиняются, а количество жителей на единицу площади между станциями начинает стремиться к нулю. Вы можете долго-долго ехать в поезде, всматриваясь в чистый лес и не заметить ни одной избушки. В Красноярске у нас был заранее нанят водитель, который отвёз всю нашу группу с рюкзаками из аэропорта до вокзала. Кстати, водитель замечательный, так что если нужно будет поделиться контактами - мы с радостью. Он же вёз нас и на обратном пути. В Иркутске нас так же встретил водитель, с которым договорились заранее, и который отвёз нас на берег Байкала, в посёлок МРС.
Стадо лошадей, бегущих вдоль дороги Иркутск-МРС. Кстати, в Иркутской области с расстояниями тоже всё совсем иначе, нежели в Москве. Асфальтная дорога напоминала временами железную в плане того, что мы видели за окном: бескрайние поля и леса, местами практически никакой цивилизации кроме нашей дороги.
Где жить в районе Байкала
Для разнообразия путешествия мы выбрали два места для ночёвок и будущим туристам на Байкале рекомендуем делать так же. Первые два дня мы жили в посёлке МРС. Этот посёлок находится на берегу Байкала на материковой части. Домик нашли на букинге, по приезду нас встретила замечательная хозяйка, которая живёт здесь уже около 10 лет. Она обладает просто нескончаемым запасом местных легенд и сказок, много чего подсказала нам по возможным маршрутам, состоянию льда, погоде и всему, что может быть необходимо приехавшим туристам. В арендованном домике было тепло, даже жарко. Во всем МРС отопление на электрических обогревателях, нет водопровода и горячей воды. Холодная вода из бочек, питьевая вода тоже из бочек. Туалет на улице. Пищевые отходы так же сливаются в выгребную яму. Практически при каждом гостевом доме есть баня. На краю поселения есть один продуктовый магазин, поэтому лучше приезжать со своими продуктами.
Посёлок МРС
После МРС мы переехали на остров Ольхон в посёлок Хужир, и оставшуюся часть жили там. Это самое популярное место жительства на Байкале. Ольхон - остров в прямом смысле слова, то есть полностью окружён водой, а зимой льдом озера. С ферваля по март открыта официальная переправа, выезжать за границы которой по правилам строжайше запрещено, но мало кто из местных эти правила соблюдает. На Ольхоне нет своих производств, люди на острове живут практически только туризмом и рыбной ловлей. Хужир - не единственный посёлок на острове, просто самый крупный. Хужир располагается на западе острова, есть ещё небольшие посёлки на восток и на севере, но информацию о проживании в них сложно найти в интернете. В Хужире мы нашли домик тоже через букинг, и когда бронировали его - это был практически последний из возможных вариантов для такой группы человек. Когда мы оказались в Хужире, то подумали, что возможно просто не все жители знакомы с букингом. Практически на каждом столбе висят объявления о гостевых домах, банях, экскурсиях на машинах, аренде коньков и велосипедов и прочих развлечениях. В МРС есть продуктовые магазины и собственный хлеб в гастрономе. Ещё весь посёлок заклеен объявлениями о копчёном омуле от Александра - обязательно попробуйте, это очень вкусно и примерно в 2-3 раза дешевле, чем в аэропорте на вылете. Ещё в Хужире есть краеведческий музей и большая галерея с картинами и местными сувенирами - тоже обязательны к посещению на наш взгляд.
Специальное снаряжение и перемещение по льду Байкала
Мы старались сделать путешествие разнообразным, поэтому некоторые из дней мы полностью проводили на льду на коньках, а некоторые ездили на нанятой машине с водителем и экскурсией на север и на юг острова. В один день покатались по льду Байкала на велосипедах, один день провели на суше, посещая музей, магазин сувениров и закупаясь рыбой.
Наш экскурсионный УАЗик.
В дни выхода на лёд мы брали с собой и одевали коньки. У троих участников из группы были заказанные из Швеции озерные коньки Isvidda. У остальных в основном были фитнес-коньки, и две пары классических хоккейных коньков. Озерные коньки представляют из себя длинное лезвие, на котором установлено либо универсальное крепление, похожее на крепление сноуборда, либо лыжные крепления NNN или SNS. Предполагается, что в универсальные крепления вы встанете ваши удобным и родным треккинговым ботинком с хорошей фиксацией голеностопа. А в лыжые, соответственно, в высоких лыжных ботинках, которые так же крепко фиксируют голеностоп. У наших друзей был опыт установки лыжных крплений и проба встать в них в обычных бюджетных лыжных ботинках для прогулок в парке без особого крепления голеностопа, и они выяснили, что кататься так нельзя.
Коньки
Какие преимущества у озерных коньков? У озерных коньков гораздо длиннее лезвие, из-за чего на них проще разогнаться и преодолевать препятствия в виде налипшего снега, неровностей льда, небольших трещин и так далее. Имея большое лезвие гораздо проще разогнаться и поддерживать скорость - нужно гораздо меньше перебирать ногами по сравнению с хоккейными и фитнес-коньками. Ещё в качестве большого плюса мы отметили то, что в озерных коньках, чтобы переобуться, вам не нужно в какой-то момент оказываться без обуви. Мы снимали коньки каждый день на обед, когда лазили по скалам островов и мысов, обследовали пещеры, и иногда на привалах, чтобы передохнуть, ну и как минимум два раза в день, когда вставали на лёд и сходили с него. В совокупности это получается довольно часто. Ребятам, у которых фитнес- и хоккейные коньки, приходилось полностью переобуваться и брать с собой на лёд сменную обувь. Тем, у кого были озерные коньки, нужно было просто расстегнуть крепления, и вот ты уже стоишь ногами на твёрдой поверхности. ЧТобы доказать, насколько это весомо, приведу такой пример, что иногда некоторые ребята просто отказывались идти осматривать ледяные пещеры из-за того, для этого нужно было переобуться из коньков в обычную обувь. Немного расскажу про то, чем отличаются фитнес-коньки от обычных. На самом деле название фитнес-коньков весьма условное, и я не уверен, что оно сильно распространено. Но если вы придёте в спортивный магазин, там наверняка будут жёсткие модели, сделанные полностью из кожи или даже пластика - класические хоккейные коньки. А ещё будут модели, напоминающие спортивные кроссовки, к которым снизу и сзади прикреплена жёсткая основа, к которой крепится лезвие - вот это фитнес-коньки. Фитнес-коньки намного комфортнее, и в них можно провести куда больше времени, чем в хоккейных коньках. Они не впиваются своим голеностопом в голень, и в них можно более-менее комфортно выпрямлять ноги.
UPD: Мои ребята мне тут подсказывают, что я недооцениваю в описании фитнес-коньки. Те, у кого из нас в группе были фитнес-коньки, очень их нахваливают и говорят, что те сильно не уступают озерным конькам. Ещё подсказывают, что озерные коньки не всем могут подойти. Я совсем забыл сказать, что важнейшая вещь в коньках - это качественно протестировать их перед поездкой по возможности на естественном льду у себя в городе. К примеру, я катался на своих озерных коньках по чистым прудам, практически по лужам, но всё равно успел убедиться перед походом, что с ними всё ОК, и мне в них комфортно. Конечно, оценить по недолгому катанию, каково тебе будет в коньках целый день, невозможно. Но это вскроет хотя бы самые острые проблемы.
Лыжные палки
С лыжными палками гораздо меньше проблем, чем коньки. Вам нужны обычные крепкие беговые лыжные палки высотой примерно до вашего подбородка и с хорошо заточенным наконечником. В нашей команде самые лучшие лыжные палки оказались старыми советскими, с ручками, обмотанными кожей. У них даже наконечник оказался остро заточенным по-умолчанию. У всех палок, что продаются сейчас, наконечник изначально не расчитан на лёд. Я заточил свои палки прямо перед отъездом в мастерской по ремонту обуви и изготовлению ключей прямо рядом с домом, но это можно сделать и самому дома плоским напильником, или на точильном круге. Не пренебрегайте заточкой палок. В нашей группе у некоторых участников из-за отсутствия заточки палками в принципе было невозможно пользоваться.
Защита
Очень рекомендуем брать с собой наколенники, налокотники и даже шлем. Они вам будут пригождаться редко, но когда пригодятся - вы будете рады, что взяли их с собой. У меня самого из защиты не было ничего, но мне очень не хватало наколенников, когда мы ползали и фотографировали. А ещё за всё время я упал всего один раз, но на локоть, и он болит у меня до сих пор, хотя прошло уже, кажется, две или три недели.
Одежда
Одеваться нужно, как при любой активности зимой. Ваша одежда обязательно должна быть многослойной, чтобы вы могли регулировать ваше утепление. Стандартынй набор это термобелье, флисовка, горнолыжная куртка или анорак. После нашего путешествия я бы рекомендовал ещё брать две пары штанов: зимние и горные летние. Я совершил удаснейшую ошибку, проигнорировав летние горные штаны, и мне часто было жарко в зимних. Мы ездили на Байклал в конце-февраля-начале марта, и днём температура могла подниматься довольно высоко. Ну и ещё летние штаны отлично пригодились бы на всех переездах и перелётах, а из-за их отсутствия мне приходилось всегда переодеваться в шорты, и я даже прямо так в шортах и ихал из аэропорта домой в Москве. Обязательно берите тёплые вещи, даже если прогнозируют высокую температуру: у нас на каждого участника были пуховки и они часто нам пригождались. Так же не забудьте про полноценные солнечные очки или горнолыжные маски. Короче, защита глаз должна быть как в горах зимой - днём на льду просто невозможно находиться без очков, если на небе нет облаков.
Что посмотреть на Байкале
Побережье Байкала
Как уже говорил, первые два дня мы жили на берегу Байкала на материковой части. Эот посёлок МРС. Отсюда уже можно стартовать на коньках, но по утрам и по вечерам мы ходили фотографировать рассвет и закат пешком в обуви.
Рассвет на Байкале - это что-то невероятное. Вроде бы сначала ты его снимаешь-снимаешь, и тебе кажется, что ты всё заснял. Отворачиваешься, начинаешь ковыряться со штативом, что-то менять, поднимаешь голову - и всё совсем другое! Буквально за несколько минут обстановка сменяется бесконечное число раз, только успевай фотографировать и наслаждаться!
Лёд
Это самая главная причина, почему нужно обязательно съездить на Байкал зимой. Я ощущал себя как на другой планете. Там всё во льду! Все начинают бесконечно воторгаться, когда видят это впервые.
Мне тут особенно больше нечего сказать, просто смотрите картинки.
Если смотреть на лёд недалеко от берега, а точнее поблизости к скалам, то отчётливо видно каменистое дно.
Мысы, скалы и острова
Если лёд вдруг успел вам наскучить, то при приближении к каждому из мысов картина меняется. В основном мысы крутые и скалистые, каждый чётко узнаваем и отличим от других. На мысах часто можно встретить много ледяных набрызгов, иногда высотой с десяток метров!
Часть нашей группы на одной из стоянок.
Это мы с Хобой мыс Хобой, самая северная точка острова Ольхон.
Скала Шаманка
Не могу отдельно не отметить это место. Скала Шаманка считается одним из самых волшебных, духовных и загадочных мест на Байкале. Здесь стоят известные Байкалские шаманские столбы, обвязанные ленточками. С Шаманкой связано много легенд. Она - частый сюжет у фотографов и одна из главных туристических точек.
Пещеры
Те,
кто ездят на Байкал каждый год, говорят что хоть в этом году и не повезло со снегом, зато в плане пещер и ледяных гротов было полное раздолье. Чтож, соглашусь, хотя я и думал, что такое там каждый год. Пещеры вызывали у нас, навреное, больше всего восторгов. Я никогда не был в пещерах, и тут ещё и всё настолько заросло льдом, просто сказка какая-то! Как в мультфильмах про Снежную королеву.
Льдины и торосы
Отдельный интерес вызывают огромные отколовшиеся льдины и целые торосы. Торосы, вероятно, образовываются после того, как на воде встаёт первый лёд, потом температура меняется, лёд лопается, и потом всё замерзает заново, а наломанный лёд остаётся. Торосы простираются на километры вдоль берега. Удивительное зрелище.
Вот так мы могли проводить по 5-10 минут =) Вообще, эти льдины очень тяжело отпускают.
Байкал на закате
В завершение хочется показать несколько фотографий с Байкалским закатом. Часто оказывалось так, что на закате солнца мы были ещё в пути, потому что после заката ещё какое-то время светло. А если световой день не закончился, значит можно продолжать путь.
На закате всё окрашивается в какие-то удивительные цвета, совсем непохоже на закаты в горах или в городе. Ты видишь, как всё простирается на многие-многие километры, заполняется красками и каким-то особым теплом.
Последний день в Красноярске
Мы в своём путешествии на обратной дороге заложили один день в Красноярске, чтобы посетить Красноярские столбы, чего и вам рекомендуем. Дело в том, что жителям Красноярска несказанно повезло - буквально в черте города у них находятся самые настоящие скалы. До национального парка Столбы можно доехать на Городском автобусе и провести там почти целый день. Покажу всего лишь одну фотографию. Мне Красноярские столбы очень уж напомнили Южный Урал.
Вся наша команда передаёт вам привет и благодарит за просмотр!