Оригинал взят у
brempeter в
Пиночет нам не товарищ. Игорь Виттель об одной из самых неприятных черт праволиберального движения: пылкой и беззаветной любви к чилийскому диктатору Пиночету.
«Можно сказать, что каждая пуля, выпущенная немецким солдатом в череп отдельно взятого коммуниста, на несколько сотых процента повышала благосостояние немецкого народа в целом».
Я трясу головой и не верю своим глазам. Я навожу резкость. Фууу...
«Можно сказать, что каждая пуля, выпущенная Пиночетом в череп отдельно взятого коммуниста, на несколько сотых процента повышала благосостояние чилийского народа в целом». Это ж совсем другое дело! На дворе конец 2012 года. И приведенная выше цитата взята из программного поздравления генерала Пиночета с днем рождения. Пишет это юный студент политологии МГИМО на сайте самой демократической и либеральной радиостанции России.
Слова и музыка не меняются с самого первого исполнения этой песни (не соврать, в России эта тема прозвучала впервые почти 25 лет назад) о святом мученике - бессребренике и милом отце народа, которого свергли, не дав привести страну в светлое райское будущее насовсем.
Ну что ж. Для начала поговорим об экономическом рае. До Пиночета перспективы Чили выглядели многообещающе: в стране наблюдался экономический рост, стабильно повышался ВНП (на 8,5 % вырос в 1971 году), развивались производство (выросло на 12 % в 1971-м) и жилищное строительство (в 1972 году объем строительных работ вырос в 3,5 раза). В 1972 году ВНП вырос уже меньше, но все равно подскочил на 5 %. Несмотря на то что США предпринимали значительные усилия по подрыву чилийской экономики в качестве ответа на национализацию имущества американских компаний в стране. Конечно, тот факт, что США выбросили на мировой рынок по демпинговым ценам медь и молибден (продажа которых была основным экспортным доходом Чили), не мог не сыграть серьезную роль в подрыве чилийской экономики. Только за первый месяц с этого момента Чили потеряла 160 миллионов долларов.
Это, конечно, привело к экономическому застою весны 1973 года. Но той же весной, в марте, противники тогдашнего президента Альенде потерпели поражение на парламентских выборах и начался откровенный переворот.
Та борьба с коммунизмом, о которой с придыханием говорят на «Эхе Москвы» и в других либеральных изданиях, в реальности выглядит так, что вряд ли бы понравилась либералам, если б им пришлось посреди всего этого жить, а не взирать в мутное окно истории сквозь слезы умиления. В день в Чили происходило по тридцать и более терактов, активисты из антимарксистской «Патриа и либертад» взрывали ЛЭП, мосты на Панамериканском шоссе и прибрежной железной дороге. Я думаю, можно без малейших усилий представить себе, какое «позитивное» воздействие это оказывало на экономику страны, когда целые провинции были лишены как товаров и сырья, так и электричества.
Например, 21-22 августа 1973 года за 24 часа в Чили было совершено свыше 70 терактов, направленных на разрушение инфраструктуры. До этого, 13 августа, полтора десятка взрывов, устроенных «Патриа и либертад» на ЛЭП, привели к тому, что в 9 центральных провинциях без электроэнергии (а местами и без воды) остались 4 миллиона человек. К августу 73-го года взрывами уничтожили разного добра - ЛЭП, дороги, мосты, нефтепроводы, электроподстанции и т. п. - на сумму в 32 % годового бюджета страны. Добавлю к этому не настолько очевидное с ходу последствие: 50 % собранных весной овощей и фруктов погибли в хранилищах из-за отсутствия электричества. Из-за невозможности подвозки корма погиб крупный и мелкий рогатый скот. Экономика страны покатилась под откос, что немудрено при таких условиях. Собственно, вот это все и было борьбой Пиночета и его соратников с коммунизмом.
Еще раз напомню любителям праволиберализма, что к власти Аугусто Пиночет пришел в результате военного переворота (сместив при этом законно избранного демократическим путем Альенде). Причем переворот был организован с гигантскими затратами ЦРУ, только за 1970-1973 годы потратившего на это $8 млн. После прибытия, так сказать, на престол Пиночета Всемирный банк реконструировал долг Чили на лучших, чем были предложены Альенде, условиях.
По идее здесь можно бы начать жить лучше и веселей, но при этом за 17 лет, с 1970 по 1987 год, за чертой бедности оказались уже не 20 %, а 44,4 % населения. То есть произошла мощная поляризация: если богатые, то очень богатые, а если бедные, то - опять же - совсем бедные. А базу здоровой экономики составляет средний класс. Который в этой картине наличествует в виде тонкой прослойки, потому что форма правления и экономики стала не демократией, а скорее олигархией.
Причем Пиночет прикрыл все СМИ, за исключением пары тех, которые принадлежали его приятелям - индустриальным магнатам. Напоминает что-то, не правда ли?
Но дело даже не в старике Аугусто и его экономических успехах или отсутствии таковых. Дело в том, что так называемые либеральные мыслители и их поклонники увлеченно создают свою версию карго-культа: «Пиночет боролся с коммунизмом и проклятым наследием социализма, а значит, Пиночет - это хорошо, и нам бы нужен тоже Пиночет». Не всякие борцы с коммунизмом одинаково полезны. Гитлер вот тоже с коммунизмом боролся, не хотят ли и его почтить вставанием и прочими ритуальными плясками, скажем, на «Эхе Москвы»? Между прочим, вполне себе экономический подъем был поначалу в гитлеровской Германии. Тут есть над чем подумать праволибералам. Мысль о том, что коммунизм с социализмом злом не являются, я озвучивать борцам за светлое капиталистическое будущее не рискую. Дабы не забрызгало.
Автор: Игорь Виттель, 8 Февраля 2013 Г.
Источник.
http://www.gq.ru/magazine/columns/31833_pinochet_nam_ne_tovarishch.php 1532