Беньямин о вечном возвращении (24.09.14)

Feb 17, 2015 15:28

Беньямин говорит в Центральном парке (Озарения, с.221)  что идея вечного возвращения (ВВ) возникает как отказ (боязнь) буржуазии "посмотреть в глаза" будущему ею же основанного строя. В одном предложение фирменное скрещивание теологии и марксизма, рабочего и мессии. Беньямин прав -но наполовину: буржуазия боится не конкретного будущего, но будущего в принципе - об этом пресловутый конец истории; да и боязнь эта появилась не только с развитием производительных сил (похоже, Беньмин смешивал историю идей с историей вещей (мира)).

Думается, буржуазия изначально и неразрывно связана с идеей ВВ. И если концептуализация ВВ появляется у Ницше только в середине 19в, то это лишь подтверждает всегдашнее запаздывание мысли.  Важнейшие вещи для буржуазии - наследование и кредит - боятся христианского линейного времени, ведь это время обратного отсчета, время ожидания: никому не придет в голову накапливать деньги или давать их в долг,  если он будет знать, что завтра все будет по-другому, например, там не будет денег; или что там вместо денег мерой будут удары сердца (по Хлебникову). Или что завтра вообще не будет.

Церковь это знала и до последнего держала кредит (ростовщичество) - а значит вообще "экономическое" - под запретом. Давать в кредит - значит верить что завтра ничем не будет отличаться от сегодня и что деньги в нем так и останутся деньгами; а значит - отказаться  от ожидания второго пришествия и Царства божия, или по крайней мере, _отложить_ это ожидание. Победа экономического приводит к возврату из линейного времени в темпоральность язычников, что подрывает всю христианскую парадигму. После такого взрыва констатация смерти бога у Ницше- такая же "новость" как если бы египтолог заявил, что исследование мумии показало, что фараон умер; и так же запоздала (по отношению к истории) как и идея ВВ (хотя связь идей очевидна, но слабо знаю Ницше не и возмусь утверждать как они  у него связаны и связаны ли вообще).

При этом ВВ буржуазии не говорит о тотальном отрицании нового; напротив "новизна" становиться фетишем, но перед этим она "присваивается" и "обезвреживается" - линейное  время становится прогрессом, в котором ожидание "нового" как конца того что есть заменено ожиданием "нового" как улучшением уже имеющегося. "Прирученность" такого "нового" -  в его товарном виде; тот факт, что на сегодняшние деньги ты сможешь купить завтрашнеее "новое", примиряет прогресс с циклом.

Радикальной новостью для людей, как замечает Беньямин, сейчас является только смерть, - это верно если смотреть с т.зр. зрителя новостных передач, т.е. изнутри бурж.времени, но периодически (гмгм) возникают маргинальные  силы, пытающиеся разомкнуть цикл: от революционных рабочих до ранних рок-звезд с лозунгом "live fast, die young" (Забавной иллюстрацией цикличности дана в фильме "Скро́мное обая́ние буржуази́и" посвященный вечно срывающемуся обеду: в обеде как постоянно повторяющемся событии можно увидеть основу бурж. темпоральности, срывают же его разнообразыне "несистемные", "чрезвычайные" события - смерть, секс, вторжение террористов, военные маневры). Вообще, молодость не хочет повторения - отсюда и склонность к трансгрессии, и отсутствие боязни смерти; с другой стороны семья требует перехода на цикл (и веры в него) - недаром антибуржуазные движения боролись с семьей.

Ницше, Беньямин, время

Previous post Next post
Up