- тоской изойду

Sep 16, 2010 16:23




вторник, 7 июля 2009 года, 10.51


Сергей Невский: «За пределами контроля»

Молодой композитор-авангардист о сложностях и непростой простоте современной академической музыки

Серей Невский - надежда русского музыкального авангарда, самый что ни на есть передовой край современной композиторской мысли. Широкие массы слышали его работы в спектаклях Кирилла Серебренникова, а также в его же фильме «Юрьев день». Однако музыки Сергей Невский написал много больше, чем мы знаем; музыки более разнообразной, интересной и изощрённой. Подробнее
***

«- На чём зиждется потребность в новейшей музыке? В мире уже написано такое количество не просто первоклассной, но и великой музыки (её бы освоить). Значит, есть какие-то потребности, которых она не покрывает. Какие же?
Это расширение опыта - не собственно расширения ради, а ради того, чтобы соотнести свой опыт с чем-то большим, - и есть задача современной музыки. Я не знаю, почему некоторые слушатели не могут удовлетворить свои потребности в расширении опыта классикой. Может быть, из-за возможности отождествить себя с автором, а может быть, из-за общности культурного контекста у автора и слушателя».

обращение к опыту как самоцели ставит в ситуацию туристов которые занимаются этим в установленных местах, это тот депозит который невозможно снять. кончено речь идет не об отказе от некоего (грубо) соматического переживания отказаться но о том что музыка одна из немногих вещей которая может выламываться из тотального администрирования свободного времени, основными инструментами которого и является действия нацеленные на получение опыта. дело и не в эстететике и вообще не в том, что внутри, важно что можно вытащить из этого трипа, и если его результат оказывается что-нибудь типа «круто» или « во всей вселенной пахнет нефтью». как говорит Ильенков : искусство "развивает отнюдь не «специфическую», а всеобщую, универсальную человеческую способность, то есть способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания - и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде».

про «отождествить себя с автором» вообще странное предположение, «общность культурного контекста» уже лучше. одна из причин почему современная музыка интереснее Баха в том что она уже включает его в себя.

почему академический авангард никому не нужен?

- Если честно, я не уверен, что в диссонансах дело. На земле полно клубов, где слушают нойз и получают удовольствие, особенно если он подкреплён регулярным битом. Непривычность музыки для нас - не в материале и не в количестве диссонансов, а в синтаксисе, в том, как материал организован во времени. Не материал служит источником дискомфорта, а ощущение того, что мы не понимаем, в каком месте сочинения мы находимся. …Привычная взаимосвязь материала и формы, основанная на подражании музыкального синтаксиса языку, основа музыки в XVIII-XIX веке, распалась, и в этом никто не виноват, такое положение дел на сегодняшний день.

конечно диссонансы не при чем, нойз в принципе тот же амбиент наоборот, (както раз я уснул с merzbow в наушниках),  в той или иной мере это популярная музыка, которая предъявляет гораздо меньше требований к слушателю, слушать его специально вряд ли будешь, а академические штуки не могут быть фоном, изволь сосредоточиться на час (и не вздумай заскучать через десять минут))

музыка, искусство

Previous post Next post
Up