Ломая волны

Nov 02, 2009 00:54


Когда вышел "Антихрист" слышались голоса "Триер сошел с ума!". Посмотрев наконец "Рассекая волны", могу сказать, что с тех пор (96г.) Триер скорее пошел на поправку. Фильм вообще оказался квинтэссенцией прочих (просмотренных) Триеровских лент: отсюда вытекают догмовские идиоты, танцующая, догвилль, в более сложных отношениях находится антихрист (противостояние? диал. развитие? закрытие темы?)
Стало очевидно, насколько Триер наследует Достоевскому. Как можно было не замечать этого раньше? Святость, безумие, экзальтация. Противопоставление церкви и веры. Наивные и убивающие продолжения религиозных вопросов (можно ли грешить из любви?), схоластика на практике и иллюстрации христианских апорий вроде Марии Магдалины.
К этому естественно примыкает важная для Достоевского тема "маленького человека": Бесс противопоставлены, с одной стороны, "мирской" парализованный муж, просьбу которого "займись любовью с другим", поданную как разрешение на нечто, нужное ей самой, она отвергает, но принимает ее в формулировке "это поможет мне выжить", с другой, "верующие" семья и соседи, отворачивающиеся от нее как не соблюдающей приличия. Бесс вскрывает "мирскую" эгоистичность и лицемерие "верующих"; то же делает и героиня "Догвилля", но если первая выступает как "мученица", вторая является скорее "искусительницей-ревизором".
(Можно подумать о маленьком человеке в контексте перевертывания банальности зла (Арендт) в зло банальности (особенно на примере Догвилля); а также в контексте консервативной революции, на деятелей коей оказал влияние в т.ч. и Достоевский.)

достоевщина, религия, додумать, каменты, консерватор, кино, связи

Previous post Next post
Up