Jun 26, 2009 21:40
Предшествовавшая Марксу философия "предполагала два взаимодополнительных постулата, которые он определил в шестом тезисе о Фейербахе:
1. существует всеобщая человеческая сущность;
2. эта сущность есть атрибут "отдельно взятых индивидов", которые являются ее реальными субъектами.
...для того, чтобы сущность человека могла быть всеобщим атрибутом, необходимо, чтобы конкретные субъекты существовали как абсолютные данности; это предполагает эмпиризм субъекта. Для того, чтобы эти эмпирические индивиды могли быть людьми, необходимо, чтобы каждый из них каждый из них содержал в себе всю человеческую сущность, если не фактически, то по крайней мере в принципе: это предполагает идеализм сущности. Таким образм, эмпиризм субъекта предполагает идеализм сущности, и наоборот". Маркс заменяет эти постулаты "диалектически-историческим материализмом праксиса", что и позволяет говорить о его "теоретическом антигуманизме".
Центральное место из статьи Альтюссера "Марксизм и гуманизм" не так легко осознать, например:
1. обосновано ли такое обобщение (Юм вроде как не признавал "сущность человека")?
2. нуждается ли "сущность" в эмпиризме субъекта?
2. с "идеализмом сущности" понятно, но что такое "эмпиризм сущности"?
upd: сущность, необходимо подразумевающая существование - в схоластике выступает одним из доказательств существования бога как совершенного существа (онтологическое доказательство)
додумать,
пожалуйте списать,
Альтюссер