Битье витрин

Jan 24, 2009 23:38

В течение недели следил за обсуждениями убийства адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой и последовавшей за этим антифашистской демонстрацией в центре Москвы.
Судя по блогам, убийство вызвало практически однозначную негативную реакцию, вызвав минутную ясность сознания, дало повод ужаснуться по поводу действительности.
Реакция на демонстрацию, в ходе которой было разбито несколько витрин, не столь однозначна. Основная претензия: "Зачем же витрины бить?", переживания по поводу частной собственности. Это показывает, насколько важна она стала, ведь в условиях политического и правового вакуума, победы "иметь" над "быть", только обладание вещами может оправдать существование и позволить прикоснуться к реальности.
Высказывание по демократическим канонам - через представительство - выглядит невозможным, - и технически (отсутствие демократических инструментов), и в принципе - т.к., если воспользоваться выражением Бадью, "некого представлять".
В таких условиях единственно возможным действием/высказыванием выглядит отрицание, которое предстает в "политически беспомощной форме "абсолютного отказа" - отказа, кажущегося тем более неразумным, чем более установившаяся система развивает свою производительность и облегчает тяготы жизни"(Г.Маркузе).
Антифашистское движение в данном случае выступило как носитель такого отрицания - конкретно, фашизма, и, в общем, власти (лозунг на демонстрации: "Фашисты убивают - власти покрывают"). «Сознание здесь индуцируется благодаря событию, сквозь которое заявляет о себе право без права, т.е. … абсолютная несправедливость» (А.Бадью). Битье витрин - это высказывание, невозможное в рамках пред-установленного дискурса, отказ говорить на предлагаемом языке либерального "здравого" квази-смысла, точка разрыва видимости, выводящая тем самым к реальности. Все-таки реальность важнее стекол.

Бадью, дискурс, политика, левое, свобода

Previous post Next post
Up