Ночь была ветреной и беспокойной. Ыч-Корпорация лишилась супчика, который погрызла и перевернула какая-то живность. Как выяснилось утром - рядом обитает Чёрная Белка, её и назначаем виновной.
Утренняя погода смятенна: порывы ветра, иногда с чистого вроде бы неба сыплется дождик. Заканчиваем сборы, перемещаемся в неработающее кафе, начинается гроза. Сидим под зонтом, играем в игру "Пэ", идёт неплохо. Довольно быстро становится зябко, немного помогает чача. Часа через два дождь стихает, сидеть надоедает, выдвигаемся. Согреваемся активным вкручиванием.
Плотина, памятник шахтёру. Впереди чистое небо, стремимся.
Выезд из нац. парка Маврово. Немецкая "шишига" - дом на колёсах. Прикидываем насколько затратно в ней колесить и хватает ли на это немецкой пенсии.
Вниз, вниз, вниз - в Гостивар! Перепад высот - 800 метров. Под конец спуска албанские колодки стираются, торможу "в руль".
Гостивар оказывается албанским городом, попытки Романыча общаться на македонском успеха не имеют, приходится переключиться на албанский.
Романыч навигирует на ходу, спрашивая дорогу у первых встречных. Очередным встречным оказывается дядька на квадроцикле, который вызывается проводить нас до вокзала. Змейкой шныряем за ним через гостиварскую дорожную сутолоку.
На вокзале оказывается, что никакие поезда в Скопье отсюда уже давно не ходят. А может, и вообще никакие и никуда. Зато прям тут автовокзал, автобусы выглядят прилично и вместительно:
Решаем ехать на следующий день на автобусе в 11. Вопрос "где кинуться?" Романыч предлагает прямо на вокзале. Смущает наличие Албанских Детей и общая населённость района. Миша предлагает выехать из населёнки. Романыч "отпускает вожжи": делайте что хотите. Миша ведёт нас изогнутыми улочками на восточную окраину Гостивара. На краю населёнки находим уютненькое небольшое поле в окружении кустов:
Приземляемся на траву, но не раскладываемся - надо осмотреться. Приходит дядька с красивой белой лошадью, немного прогуливает её по полю, дрессирует. Приветно машет нам рукой. Паша: "это похоже на Прокатило". Решаем кидаться. Ночь звездна. Восход Луны из-за горы.
Туманное утро,
песни муэдзинов. Старт ровно в 9. Через 10 минут мы на автовокзале.
Извозчик на минивэне типа Ford Galaxy предлагает к нему впихнуться - ага, впятером с велосипедами. Автобус же хорош и собою красен. Доезжаем быстро, часа не прошло.
Велы забагажились без проблем. Прибыли в Скопje:
В Скопье разделяемся: Миша с Пашей собрались осматривать город и ночевать в хостеле, остальные трое во главе с Романычем направляются своим ходом в аэропорт. Погода хорошая, солнечная и тёплая, до вылета почти сутки, Романыч анонсирует лёгую велопрогулку на 25 км с затупами и расслабоном. Едем, расслабляемся, шопингуемся
Постепенно город заканчивается, начинаются окраины, выезжаем на брега Вардара. Брега жутко запомоены - видимо, используются в качестве нелегальной свалки. Радует одно: мусор в основном строительный, не смердит.
Романыч высказывает желание окунуться в воды Вардара, наши вытянувшиеся в изумлении физиономии его не смущают. Однако смущает труба, из которой обильно вытекает что-то совсем уж неаппетитное - купание отменяется.
Проезжаем кладбище, железнодорожную заброшку, выезжаем в посёлок, заправляемся пивом и кофе. Яблочные сады, уворовываем несколько яблок, дегустируем - вкусные вперемежку с "никакими". Кукурузные поля, изучаем структуру кукурузных ростков.
Очередной посёлок: затариваемся, отдыхаем с пивом за беседой на ящиках под навесом у магазина. Тем временем вечереет, решаем "пора приближаться к аэродрому". MapsMe говорит, что ехать порядка 15 км, Романыч отвечает "это какая-то фигня, аэропорт тут рядом".
Едем. Темнеет. Включаем фонари. Дорога, как и все они здесь, узковата - хорошо, что трафик разреженный и водители вежливые. По ходу дела выясняется, что План Романыча включал в себя проезд по автостраде, на которую не вылезти ну вот совсем никак, да и ехать по ней в темноте опасно. Романыч перестраивает план, выезжаем в поля, асфальт заканчивается, впереди по карте "пунктирчик". Темно, тепло, безлюдно, кругом степь и полная Луна. Аэропорт вроде и недалеко (7 км по прямой), но просёлок ведёт не к нему, а в сторону. Стрёмно. Но Романыч спокоен - знай себе прихлёбывает домашну ракию. Нам непонятно: то ли прихлёбывает потому что спокоен, то ли спокоен потому что прихлёбывает. Второй вариант напрягает.
Мои попутчики решают ехать в объезд по асфальту, я же определённо предпочту тёмные поля, на том мы и расстаёмся. Проходит пара минут - вижу приближаются сзади двое велосипедистов с фонариками (фу!). Таки решили проследовать со мной.
Едем по холмистой степи, чтобы не бесить Романыча - фонари выключаем. Картина богата нюансами и оттенками: залитая лунным светом степь, трое всадников, цикады, вдали россыпь огней Скопье, и где-то над ними на невидимой в темноте горе светится огроменный крест, как будто висит в небе.
Просёлок выводит нас на поперечный асфальт. Пока стоим на перекрёстке и беседуем - останавливается один из редких проезжающих, интересуется "не нужна ли помощь". В темноте, у каких-то трёх непонятных челов посреди пустой дороги. Душевно!
Асфальт ведёт наконец-то в сторону аэропорта, что не может не радовать.
Долго ли, коротко ли - перед нами очередной манёвр, надо сворачивать с дороги направо. Но поворот какой-то сомнительный: замусоренная грунтовка, не обещающая ничего хорошего. Едем по ней вдоль каких-то канав, стараясь не въехать в темноте в Македонские Колючки - возиться сейчас с проколами - нет, только не это. Местность безлюдная, какая-то одинокая хата на отшибе. Собаки. На лай выходят двое мужчин решительного вида, молча смотрят на нас с крыльца. Неуютно. Проезжаем дальше, и тут оказывается, что OSM подложил свинью: показывает мост через ручей, а в реале его нет. Ручей выглядит как канава шириной метров десять и глубиной примерно так же, с крутыми берегами, поросшими колючкой и мусором. Лазать там в темноте с велами в руках - ну ни разу не вариант.
Возвращаемся обратно на отшиб к Решительным Мужикам, на этот раз они выходят уже к забору и теперь уже с автоматом в руках. На попытки Романыча пообщаться на тему "как проехать?" отвечают как-то лаконично и неприветливо. Но не стреляют, и на том спасибо.
Колупаемся обратно, Маша на одной из кодобин падает, разбивает колено. Возвращаемся на асфальт. Я уже начинаю предлагать штурмовать автостраду и - будь что будет - пилить в аэропорт прямо по ней. Но на автостраду вылезти никакой возможности нет - рвы, кусты, ограды, фортификация грамотная.
Романыча озаряет: он находит на карте нормальный путь по асфальту, при этом не сильно длиннее чем прямиком по автостраде. Доезжаем минут за 15, с ходу подворачивается очень подходящая стройплощадка, кидаемся на ней. По ощущениям прошло уже полночи (столько всего было!), но на часах всего-то 23:50.
Перекусываем чем нашлось. Из темноты приходит одна из местных собак и недоумённо нас наблюдает. Романыч на понятном ей языке объясняет "пшла вон, теперь я тут главный".
Собака без возражений ретируется, а мы падаем в палатки и вырубаемся. Расслабленная неспешная прогулка удалась. Спать!
Приезжаем а аэропорт около 7 утра, встречаем там Мишу с Пашей. Они нам сообщают, что вылет перенесли с 11:15 на 15:40. Ну нормально, летайте с авиакомпанией Нордвинд. Становится понятно, что на запланированный вечерний поезд из Москвы в Питер мы не успеваем. Строить какие-то планы не кажется правильным, поскольку Нордвинду доверия теперь нет. Решаем "долетим, а там посмотрим".
Тупим на скамейке у входа в аэропорт, разводим там привычную нам цыганщину: сушим палатки-спальники от ночной росы, варим макароны, допиваем у кого чего осталось, неспешно пакуем шмотки.
Но больше сюрпризов нет: в 15:40 действительно вылетаем.
В Шереметьево +6 и дождь! Мрак!
Здесь разделяемся: большинство решает не заморачиваться и взять билеты на самолёт до Пулково, благо есть подходящий, цена вопроса - тыщи по 4 с чем-то, зато через несколько часов уже дома. Паше как москвичу проще - каршеринг до дома. Романыч на вопрос о самолёте пренебрежительно отмахивается и действует как подобает Мастеру Логистики: Паша подбрасывает его до Химок, потом элка до Твери, потом ночной сидячий поезд. В 6 утра на Ладожском, своим ходом до дома, сауна, и к обеду - на работу. Расходы (не считая сауны) - чуть больше тыщи. Так-то!
Такси от Шереметьево до Сходни или Химок стоило бы в пределах тысячи. Я сел в электричку, до Твери ехать пара часов (и 380 руб). Спокойно привёл велосипед в рабочее состояние. В электричке купил (за 720 руб) билет в сидячий вагон белгородского поезда - он был полупустой и гораздо просторнее плацкарта. Чтобы проводник не ворчал, доплатил 80 руб за провоз велосипеда. Приехал на Ладожский вокзал, велосипед был уже на ходу, осталось сесть и поехать. А погода в СПб, не в пример московской, радовала!
Предыдущее -
Начало -
Эпилог