Bota shqiptare 4. Лаберия. Вниз по Деволи.

Oct 04, 2021 13:10


Итак, мы проехали Портал и перед нами открылась уходящая до горизонта равнина. Тут начинается Лаберия, отсюда начинается Албанский мир. Однако впору сделать небольшое топонимическое отстутпление.

На Балканах большие межгорные котловины называются "поле" (fush по-албански). Косово Поле (Fush i Kosoves), затем Пелагония (Прилепско-Битольское Поле), а затем... затем поле, откуда вытекает река Деволи, текущая через ущелья Грамшских гор, впадающая в Шкумбини, затем в Адриатику. В этой котловине находится город Корча, по-македонски это Горица и я тут же проэкстраполировал и хотел было назвать это Горицко Полье, но не тут-то было! Нет такого! Стал я копаться и еле-еле нашёл-таки, как оно называется: Fush' e Leshës. Во-первых, какой-то странный диалект албанского и, во-вторых, не нашёл я населённого пункта Leshë. А Lezhë - это совсем в другой стороне, возле Тираны. А буквально переводится Leshës как «мех». В общем, получается. что на южном конце Преспанского озера, возле албанско-греческой границы есть Меховое поле. Ничего больше мне найти не удалось. И что за диалект - тоже так и не понял. Теперь передаю слово Никите.



В долине - жара! Петляем туда-сюда, въезжаем в первый по-настоящему албанский посёлок. Албанцы на наш "корован" реагируют однотипно: смотрят офигевающе. Прям как будто никогда такого не видели. При этом дружелюбны: водители гудят, пешеходы машут.



В посёлке угощаемся местной шавухой - очень даже ничего. "В лаваше" тут не делают, только в пите, причём туда кладут богато жареной картохи и прочего всякого и дают пластиковую вилочку. Пока вилочкой съедаешь всё что там покладено - лепёшка пропитывается соусом и потом тоже идёт на ура.

Пока тусим возле кафе - со всего посёлка начинают подтягиваться Албанские Дети. Ведут себя не агрессивно, но как-то очень навязчиво: тусят рядом большой толпой, чего-то лопочут по-своему, смеются, пытаются с нами общаться - самые продвинутые знают фразы "вот из ё нэйм", и "вэ ю а фром", каковыми нас и достают.



Становится неуютно, решаем сваливать. И тут выясняется, что у Маши опять спустило то же самое колесо, что и вчера. Начинаем чиниться, а этим чертям только того и надо - ну это ж такая развлекуха! Активизируются, подтягиваются ещё ближе. Подтягивается пополнение, их уже человек 15. В такой обстановке чиниться ну как-то совсем не кайфово. И орать на них ведь не станешь - сразу затроллят (Маша проверила). В общем, сжавши зубы пытаемся починиться как можно быстрее. Миша диагностирует: камеру рвёт ободная лента: сместилась со штатного места и торчит вверх жёстким и зазубренным краем, которым и дырявит. Для меня такие дела совершенно в диковинку, по неопытности с таким никогда не сталкивался и даже не догадывался. Миша оперативно снимает ленту, на её место наматывает изоленту, ставим резину, накачиваем и срываемся с места.

Подростки к этому времени совсем раздухарились: бегут за нами, орут, но быстро отстают. Миша прокомментировал: это фигня, вот в Палестине камнями закидали бы и спёрли бы всё, что плохо лежит.

Какое-то время едем притихшие, отходя от напряга. Минут через 15 отпускает.



Заезжаем в городок Маличь (Maliq), пытаемся снять наличку из банкомата. Банкомат один на весь город и окрестности (Райффайзен), комиссия зверская: снимаем 4000 леков, комиссия - 800 (=6 евро). Лёгкий шок. Решаем "кто-то один снимает на всех, комиссию поделим".



Выезжаем из населёнки, едем вдоль речушки Деволи. Начинаем присматривать кидательные места. Осматриваем заброшенный дом у дороги, не нравится.



Пытаемся кинуться на территории какой-то полузаброшенной шахты - это не нравится уже сторожу. Отель "Романыч". Кастинг не прошёл. В вагонетках решили не ночевать - слишком экзотично, к тому же вскоре подошёл охранник (в Албании это популярная профессия) и сообщил, что ночевать тут nuk mund (нельзя).



В итоге доезжаем до отличной поляны: большая площадка, мусора по албанским меркам совсем немного, рядом речка, вокруг горы. Тут и кидаемся.



Наступает утро,



и нам пора в путь. Впереди самая красивая часть маршрута, своего рода мекка европейских велотуристов. Вперёд!



Стартуем около 12-ти. Дорога всё время вверх. Пока карабкаемся - упражняемся в стихосложении. Тема - кашкавал ("сыр" по-македонски). Очень уж нам это слово пришлось по душе



Сыр весь какой пробовали - вкусный и качественный. И называется прикольно

Романыч:

Мерло ушло и кашкавал // Тихонько в сумке оплывал

Навернул я кашкавал // На перевале всех порвал

Паша:

Захотелось на обед// Нам покушать вдруг омлет// Чтобы сил он нам придал// Мы добавим кашкавал

Никита:

Когда по утрам он с постели вставал// Всегда нарезал// Кашкавал, кашкавал

Маша:

Когда я на почте грузил коленвал// Ко мне подошёл пожилой кашкавал

Но круче всех выступил Миша:

Когда предо мною вставал перевал// Я сыр Кашкавал из сумы доставал// И сил прибавлялось, и три перевала// Как бык трёх овец я зараз покрывал

Тем временам взбираемся всё выше и выше.



Ежевика



Внизу виднеется дорожка, по которой мы забрались на перевал



С перевала открывается вид на водохранилище. С трудом верится что это та же речушка Деволи, в которой мы утром стирали бельишко:



Вниз, вниз, вниз! Обода от торможения раскаляются, приходится делать остановки и ждать пока остынут. Внизу навстречу голландские путешественники. Общаемся:



К вечеру доезжаем до Моглиц (Moglicё), решаем перекусить в придорожной кафешке. Начинают подтягиваться Албанские Дети, но мы подготовились - дорогой условились никак их не поощрять: на приветствия не отвечать, не улыбаться, в общем - держать "рожу кирпичом". Пробуем этот метод, вроде работает: дети покрутились какое-то время рядом с нами, а потом потеряли интерес и пошли искать другое занятие. Миша выражает несогласие с такими "кирпичными" методами - он считает что по умолчанию надо быть приветливыми, и только если что-то не так - вот тогда... Но остальные продолжают придерживаться "кирпичной" тактики - предыдущий опыт ещё не забылся.



Перекусимши стартуем дальше, трое детей на велах увязываются за нами. Никак от них не отвязаться: нам уже пора кидаться на ночёвку, уже и место нашли, а они всё рядом ошиваются. В конце концов Романыч на них сердито цыкает (Flas shumё! Ktheu nё shtёpi!) - детишки неохотно уезжают обратно в посёлок.

Для ночёвки нашли свежеотлитый фундамент-монолит недалеко от дороги. Площадка примерно 50*20 метров, идеально ровная и горизонтальная - что ещё нужно утомлённому перевалами путнику?

Только заснули - пришлось проснуться: приехал Мерс, вышли албанцы, о чём-то громко поговорили, выстрелили в воздух и уехали. Мы не поняли что это было. Даже из палаток вылезти не успели.

Предыдущее - Начало - Продолжение

Албания

Previous post Next post
Up