Август 2010 г. Решили мы с детьми съездить искупаться. В море. В Чёрном. В результате мы совершили весёлое велосипедно-матрацное путешествие. Весёлое, поскольку одним из фрагментов нашего путешествие был 35-километровый брод по колено в воде со шлюпками «Вымя» и «Вымя-2».
Вот карта нашего маршрута:
Где цифрами обозначены «непедальные» участки:
- теплоход «Глиэр»
- теплоход «Козырка»
- джип-автобус «Урал Виктора Степаныча»
- шлюпка «Вымя»
- велобурлаки в песках Кучугур
Приехали мы в Николаев поутру, посетили базар, изголодавшиеся на питерской химии, вкусили украинских харчей и отправились на тот берег лимана. Поскольку мероприятие у нас планировалось как вело-водное, через мост мы не поехали, а сели на теплоход «Глиэр», который пять раз в день ходит через через Бугский лиман по маршруту Каботажный мол - Малая Корениха. Билет (в переводе на евро) стоит 25 центов.
Дух Борисфениды мы почувствовали сразу же, вот как выглядят берега лимана.
В Николаеве мы купили отличную вещь - «горохові пластівці», что-то вроде геркулесовой каши, но из гороха. Дети ели её с удовольствием (особенно, если их несколько часов не кормить).
А иногда мы даже пользовались общепитом:
Так выглядели наши велосипеды в походном режиме.
Наконец, мы доехали до берега Днепровского лимана, и приехали в Очаков. Этот год был жаркий, вода перегрелась, зацвела и рыба стала массово гибнуть. И массово появляться в вяленом виде на рынках...
Людям, которые купили путёвки в фиксированные места отдыха, ничего не оставалось, как купаться в этой воде:
Мы же - люди свободные и направлялись в поисках лучших мест куда подальше, а именно - на противоположный берег Днепровского лимана. Там - Кинбурнская коса, она отделяет лиман от Чёрного моря. Утром катер отвозит туда желающих отдохнуть, вечером - забирает. Перевоз в один конец стоит 20-25 грн. (это около 2 евро). Мы поехали на теплоходе «Козырка». Он похож на «огражданенный» торпедный катер, и я сразу вспомнил поговорку «К **ной матери - на торпедном катере!», глубинный смысл которой мы осознали лишь через несколько дней...
Детям было интересно рассматривать пароходики (плывущие по главному фарватеру океанские), а папа (отведав местного портвейна) почувствовал себя настоящим морским волком:
Мы прибыли на Кинбурнскую косу, в село Покровские Хутора. Далее через пески нас повезёт джип-автобус «Урал» с водителем Виктором Степанычем, человеком знающим и чётким.
Виктор Степаныч бережно относится к своему джип-автобусу и того же требует от пассажиров:
Я с велосипедами разместился в прицепе, остальные участники экспедиции - в салоне автобуса. И мы поехали через пески. Я смотрел за борт и оценивал, с какой же скоростью мы протащимся планируемые 8 км по песчаной трассе.
Местные (которым не по карману джип) ездят на таком вот транспорте.
Изначально мы планировали долго ехать на джип-автобусе, доехать до самого узкого места Кинбурнской косы, затем пройти 8 км по пескам, толкая велосипеды (у нас уже был прошлогодний опыт), а затем километров пять - вброд по Ягорлыцкому заливу, до выхода на берег у села Ивановка. Однако, чем больше мы ехали по пескам, тем меньше нам хотелось тащиться по ним двое суток. В Покровке мы решили остановиться и разведать обстановку. Вечерело, мы выползли на берег Ягорлыцкого залива. В отличие от Днепровского лимана вода в нём была прозрачна и чиста, на берегу не было никого, дно было гладкое и песчаное. Тогда я предложил нашей маме: «А давай-ка стартуем наш лодочный проект прямо отсюда! Зачем нам жаркие пески, если тут такая красота! И ходу - чуть больше 30 километров, неужто не пройдём?!" Она неожиданно быстро согласилась, мы закупили провизии на пару дней в местном магазинчике, надули лодки и поставили на ночь палатку прямо на берегу.
Поутру обе шлюпки были загружены, детям сделан солнцебрызгозащитный тент из фольгированного изолона - одного из наших ПСов, и мы отправились в путь.
Каботаж стартовал! Погода стояла отличная, и, хоть нам и предстояло пройти более 35 км, море нам было по колено во всех смыслах этого выражения!
Да, а что такое «каботаж»? Вот цитата из Википедии:
«Изначально под термином "каботаж" понимали плавание "от мыса к мысу" без выхода в открытое море»
Именно этим нам и предстояло заниматься, как выяснилось, добрых 4 дня... В море плавали медузы размером с большую болотную кочку, было их довольно много, но особых неудобств они не доставляли. Мы обходили их, а, если и задевали, то жгли они заметно слабее, чем крапива. Дети были вполне довольны:
Вот только скорость наша оказалась заметно ниже, чем мы рассчитывали... К концу первого дня стало ясно, что скорость наша заметно ниже запланированной и что имющихся у нас запасов провизии явно не хватит - идти предстояло дня три! Я объявил днёвку и отправился с рюкзаком обратно в Покровку, где накупил еды и - о ужас, позор на мои седины - как последний буржуин (коих я так люблю высмеивать) купил 5-литровую бутыль воды - нам на четверых этого с запасом хватило больше, чем на 3 дня. И разумеется, пару литров «Каберне». Расчёт оказался правильным, ни в чём недостатка мы не испытывали.
Полные решимости, вечером «сидельного» дня мы отправились в дальнейший путь, и тут случилось крайне неприятное событие - кораблекрушение! Грузовое «Вымя-1» рыскало, рыскало, а затем вдруг резко опрокинулось. В частности, в воде оказалось «всё, всё, что нажито непосильным трудом»: наш офис-рюкзак с документами - паспортами, свидетельствами о рождении, билетами, мобильником, и т.д. Отправляясь в многодневный каботаж, мы не удосужились поместить их в водонепроницаемую упаковку.
Это неприятное происшествие ещё раз показало, что Вода, как и Трасса, шуточек и раздолбайства не любит, а тех, кто зарывается - наказывает. Когда я укладывал велосипеды, Старпом неоднократно замечал мне. что как-то странно качается лодка, на что я отмахивался - а, ладно, обойдётся, ведь полный штиль!
Не обошлось.
Оставшимся вечером нам было совсем не скучно - образовалась масса срочных дел, первым делом - документы и билеты высушить. И к вечеру мы с радостью осознали, что - таки обошлось!
На следующий день, кое-как подсушив основное, мы с самого утра выступили в путь. В середине дня было решено остановиться, покормить команду и досушить вещи. С некоторым трудом мы нашли место, где можно было остановиться на обед - это был погранпункт: заброшенный погранпукт, и болтающийся пограничный катер с новенькой 85-сильной «Ямахой». Советское прошлое Украины ещё живо, и как следствие, Ягорлыцкий залив - это погранзона. К счастью, в отличие от Паспортлэнда (в частности, Ленобласти), про случаи приставания и вымогательства со стороны украинских погранцов за нахождение в «погранзоне» я не слыхал.
Во второй половине дня разыгрался шторм. Нам пришлось буксировать лодки отдельно - Командир тащил грузовую, а Старпом - пассажирскую. По дороге нам попался унесённый ветром надувной матрац. Однако, не надо желать чужого! Вскоре после этой находки я нашёл для себя неприятное и даже опасное приключение.
По карте в этом месте должна была выходить протока, но её не было - только тростник на берегу был заметно гуще. Дно стало немного более мягким, глубина была по колена.
Тут я неожиданно проваливаюсь по пояс в дно - оно состояло из чёрной жижи, запахло сероводородом. Мне надо было держать лодку, чтоб она не опрокинулась, и выбраться самому никак не получалось. К счастью, старпом (с некоторым трудом) вытащил меня за руку.
Чтобы поправить крепления, мы придерживали лодки, и в этот момент найденный матрац вновь оторвался и - уплыл на ту же самую жижу. Снова лезть в неё, чтобы достать матрац, я не рискнул. Близился вечер, шторм всё крепчал. С трудом мы нашли на берегу место для палатки. Проблема была в том. что я не хотел ставить палатку совсем в дикой степи - и трава высокая, и всякие там обитатели.. Поэтому последние полчаса перед остановкой мы тщательно высматривали рыбацкие входы на сушу. Палатку поставить тоже было сложно - но нашли укромное местечко. Палатка у нас из магазина «Пятёрочка», половина дуг у неё уже треснула и перемотана скотчем, так что испытывать её на прочность в нашей ситуации было бы совсем неразумно. Лодки мы выставили на безопасное расстояние от полосы прибоя.
Утром шторм продолжался с той же силой.
Достаточно было чуть отпустить лодку, как ветер заталкивал её в прибрежные водоросли:
Так мы прошли полдня и остановились пообедать на острове Орлов. Остров этот - сплошная болотина, мы разместились на маленькой полоске суши между морем и мелководными сероводородными озерцами. Детей мы решили не укладывать после обеда - в лодке поспят. Наевшись, они решили показывать зарядку, которую они делают в садике, которая вскоре превратилась в групповое исполнение «Сиртаки»!
Наконец, каботаж наш завершился! Досушиваем вещи:
Во вторник вечером мы пришли на берег Ягорлыцкого залива, а в субботу вечером мы добрели до Ивановского берега. Полтора дня детей болтало штормом, поливало брызгами солёный воды и нам поначалу было их очень жалко. Однако, «опрос общественного мнения» уже в вечер прибытия показал, что ребята были вполне довольны, тут же стали играть. А пока я готовил ужин, ребята взяли мой фотоштатив, назвали его «микрофоном» и стали изображать из себя эстрадных певцов, горланя на весь лес:
Расположились мы на ночёвку в сосновом лесу (он там искусственно посажен), сразу же за пределами Черноморского заповедника: хоть мы и сторонники traceless stay, конфликты с природоохранными органами нам ни к чему. А поутру мы отправились в дальнейший путь, уже по суше. Хоть Ягорлыцкий залив и «детское море», выглядит он впечаляюще. Делаем прощальный кадр!
Мы продолжаем наш путь по суше, увы, пешком. До Ивановки мы шли добрых полдня. Год назад по этой дороге проехала группа туристов из Одессы во главе с моим вдохновителем Василием Бузом, собственно, именно
их путешествие по Кучугурам и не давало мне покоя - хотелось повторить, пусть отчасти! Теперь, пройдя эти пески, мы увидели, до чего же молодцы одесситы! Мы-то шли по тёпленькой погоде, а они пробирались там в январский мороз!
Так или иначе, но до Ивановки мы добрались и я, наконец, вдоволь попил тамошнего разливного портвейна, по которому успел соскучиться во время нашего каботажа. Подкупив домашних яиц, мы остановились неподалёку на очередной ночлег у края помидорного поля.
Мы уже поставили палатку, но тут нас заметил проезжавший неподалёку по полевой дороге джип. Из него вышел очень солидного вида мужчина с толстой золотой цепью на шее. Это был тутошний хозяин полей. Он оказался очень доброжелательным человеком, с интересом послушал наш рассказ, а затем сходил на соседнее поле и самолично выбрал нам самый вкусный арбуз. Посмотрев на его машину, Андрюша укоризненно спросил: «А почему у тебя велосипеда нет?», на что хозяин, уже садясь в свой крепкий, основательный джип, оправдывающимся тоном сказал: «У меня работы много, я бы на велосипеде не успевал!»
На следующий день пошли знакомые места, деревня Памятное, мы
были тут в прошлом году. На снимке - универсальный сельский магазин: мороженое, масло, пиво, камеры для велосипеда, гробы...
Продавцы магазинов узнавали нас: «Ви ж тут колись були!», звали снова на следующий год. Едем дальше, времени много, мы часто останавливаемся, дети пытаются сорвать настоящие подсолнухи:
А взрослые ищут арбузы:
Оставшиеся два дня мы провели на острове Белогрудово в дельте Днепра, через протоку от нас был город Голая Пристань. Надо было «привести в чувство» велосипеды,
соль проникла повсюду
и велосипеды пришлось долго вымачивать в пресной днепровской воде. День мы посвятили прогулке с детьми по городку Голая Пристань, нам он знаком давно, дважды мы
ездили туда без велосипедов, когда дети были ещё совсем маленькие. Местный ПКиО, расположенный на самом берегу, год от года хорошеет. Там появляются новые скульптуры, открылся спортивный центр. В самой середине парка милая скульптурная композиция: стоит (ещё с советских времён) огромный В.И.Ленин, а в сторонке, подобострастно заглядывая на него снизу вверх, сидит маленький скроменький современный Тарас Шевченко (у меня не получилось сфотографировать их, не хватало угла зрения объектива). Известно это место и своей Мудрой Жабой
той самой, которая изрекает:
«Якби вас жаба не давила,
І щоб була у нас ще сила,
І ще щоб мудрості додати -
Яку б країну можна мати!»
В этот раз я сфотографировал М. Жабу сзади, там была странная кабинка:
Так и не смог понять смысла этой кабинки - явно для того, чтоб туда заходить - под Жопу Жабы. И лишь по возвращению я
выяснил, что это счастливое место, оно помогает избавиться от зависти и жадности, достаточно забраться в эту самую волшебную кабинку! В частности, это делал и сам мэр Голой Пристани Анатолий Негра.
Вообще, названия в этих местах выстроились в звучный ряд: Голая Пристань, Жопа Жабы, Мэр Негра...
Заключительные замечания.
Мы старались не ездить по трассам. Один из последних отрезков нашего пути был настоящим открытием: старая дорога Чулаковка - Збурьевка, проходит среди лесополосок и баштанов, плотная грунтовка, вообще без трафика. Автолюбители решительно не советовали нам ехать по ней: «Надёжнее по трассе!», но мы рискнули и не прогадали. Так что впору мне готовить описание прогулочного веломаршрута по Лукоморью от низовьев Днепра до Чёрного моря.
Какие тут были продукты, какое молоко, помидоры, всё такое вкусное! Пирожные - из настоящего теста, с настоящим кремом, не «облегчённые», так я вдоволь ими и не наелся
Как ни странно, очень трудно было отыскать хорошее сало. Но не хлебом единым жив человек! Народ тут необычайно радушный. На дорогах мы чувствовали себя как в Европе: проезжает мимо трактор - сбавит ход, съедет вбок на полдороги, догоняет машина сзади, так будет плестись, чтоб пропустить встречную. Это очень сильно контрастирует с привычными нам по Петербургу и Ленобласти дорожными нравами, где живут люди решительные: не сбавляя хода они летят прямо на детей, идущих по пешеходному переходу, не раз нам с детьми попадались смело несущиеся на лобовой таран по встречке автомобилисты. А тут, на Херсонщине - иной менталитет. Непривычно это. Но приятно! И вообще, отношение к детям (чужим, разумеется, а не своим) на Украине несколько отличается в лучшую сторону от привычного нам, оттого мы ежегодно и ездим сюда путешествовать.