Этой весной с ребятами из поискового отряда "Гром" ездили на очередную Вахту Памяти. Опять Глинковский район Смоленской области. Опять 41 и 43 года. Вяземский выступ. 30 000 убитыми и пропавшими без вести.
Приехали 24 апреля. В лесу еще местами лежит снег. Ночью +2С.
Дорога до нашего расположения не для всех видов транспорта.
На следующий день с утра - проливной дождь. Но все рвутся в "бой".
После дождя погода наладилась. Начали прочесывать поле .Иду первым номером с металлоискателем и лопатой. Со мной два курсанта Кадетского корпуса с лопатой и щупом.
Только патроны, гранаты, мины, военное железо. Несколько глубинных сигналов дали ящики с патронами и взрыватели к гранатам. В этот день бойцов не нашли.
26 апреля. Идем на новое место.
Это деревня, исчезнувшая во время войны. Именно отсюда наши войска наступали на немецкие позиции.
Ближе к обеду - мины и проливной дождь. Опять пусто. С подавленным настроением возвращаемся в лагерь.
27 апреля. Утром потеплело. В палатке почти +6С.
В этот день поиск ведем в лесу.
До обеда у нашей "тройки" только патроны, царская русская пуговица, гранаты и немецкий снаряд.
Обед.
Во время обеда говорю ребятам, что мечтаю "зацепить" верхового бойца (лежащего прямо под лесной подстилкой или в неглубокой ячейке) металлоискателем на каску или лопату. На что получаю ответ, что в этом районе, где прошли уже 4 вахты, вряд ли еще остались "верховые". Обед заканчиваем. Банки закапываем и идем дальше. Буквально метров через двадцать - сигнал. Сильный. Какой-то большой железный предмет. Начинаем копать - советская каска. Сердце начинает биться быстрее... Пустая. Ё-моё. Пробиваем место щупами. Звук есть. Чуть под каской находим бедренную кость. Есть боец!
Безымянного пехотинца поднимали аккуратно около двух часов. Он погиб скорее всего в начале сентября 41 года от осколочного ранения в лобную часть головы. Погиб мгновенно. Осколок пробил его каску, боец упал на левый бок, заливая кровью воротник и петлицы. И пролежал на это месте 71 год. При нем, кроме каски, были найдены: противогаз, опасная бритва, раскладной нож с деревянной ручкой, медпакет, гранаты РГД 33 без рубашки, патроны к винтовке Мосина в подсумках и карманах. Обут красноармеец был в хорошие сапоги, с подковками на каблуках и носах. Ни медальона, ни подписных вещей не было.
Петлицы сохранились на удивление хорошо.
В кармане у бойца была какая-то не очень понятная вещь с надписью "Dole".
Странные чувства были у меня в тот день. Радость от того, что нашли останки и теперь будет отпет этот парень в церкви и похоронен по-человечески со своими братьями по оружию. Грусть от мысли - как ужасно погиб человек, какое горе было у родственников, которые до сих пор не знают судьбу пропавшего без вести. Ну ничего, надо думать - где проводить поиски дальше. Этим мы и занимались оставшийся вечер.