Jun 18, 2008 20:14
Герман Кронгауз
Характер, положенный на музыку Маленькая женщина, похожая на воробышка - пожалуй, так же, как когда-то до нее походила на эту серенькую птичку великая Эдит Пиаф… Женщина, которая преображается с первыми звуками аккордов, и зал заполняется мощными волнами огромной души, непонятно как умещающейся в такой миниатюрной фигурке…
Это Злата Раздолина. Невозможно передать словами прелесть ее музыки так же, как, скажем, красоту живописных полотен или мраморной скульптуры. Немало писателей, художников и музыкантов прибегают к всевозможным ухищрениям с целью стать заметными, обрести свое лицо. У Раздолиной характер музыки - это и есть ее характер.
Можно сказать, что Злата Раздолина - композитор широкого диапазона, и не только музыкального, но и тематического. До репатриации она написала более семисот песен и романсов на слова Блока. Есенина, Мандельштама, Бальмонта, Брюсова. Северянина, Цветаевой, Гумилева. Но особое место в ее творчестве занимает ахматовский цикл. При его исполнении создается впечатление, что именно в этот момент перед нами родились и эти звуки, и эти слова. Будто Злата выражает в романсах свои сокровенные чувства, а не исполняет музыку на слова Анны Ахматовой. Нет сомнения, что духовная близость великой поэтессы и прекрасного композитора породили цельность и гармонию слов и музыки. Вершиной цикла стала музыка к "Реквиему". Никому до того не известная Злата Раздолина одержала победу над многими именитыми и маститыми композиторами. "Реквием" неоднократно звучал в эфире в исполнении хора и оркестра ленинградского радио и телевидения. На торжественном концерте, посвященном столетию со дня рождения Анны Ахматовой, его исполняли в Колонном зале Дома Союзов
.... В наше время романсы не в моде: куда большим почетом пользуется однообразное хриплое выкрикивание текста песен, резкие телодвижения под яркие вспышки лучей лазеров в цветном тумане, окутывающем эстраду. Но мода недолговечна, она меняется вместе с быстротекущим временем. Нет никакого сомнения, что время выделит рок-музыкантов, бардов и исполнителей других музыкальных жанров, имена которых войдут в классическое наследие нашего века.
Когда я слушаю исполнение Златы Раздолиной, я ощущаю себя живым свидетелем рождения вечного искусства, далекого от моды, но неспособного собирать полные стадионы слушателей. Стихи, превращенные в песни и романсы, обретают новую жизнь, многократно расширяя аудиторию, ибо интеллигентных, утонченных, рафинированных ценителей поэзии неизмеримо меньше, чем любителей концертного исполнения музыкальных произведений, написанных на эти стихи.
Злата Раздолина,
Герман Кронгауз