Характер, положенный на музыку

Jun 18, 2008 20:14


Герман Кронгауз
Характер, положенный на музыку     Маленькая женщина, похожая на воробышка - пожалуй, так же, как когда-то до нее походила на эту серенькую птичку великая Эдит Пиаф… Женщина, которая преображается с первыми звуками аккордов, и зал заполняется мощными волнами огромной души, непонятно как умещающейся в такой миниатюрной фигурке…

Это Злата Раздолина. Невозможно передать словами прелесть ее музыки так же, как, скажем, красоту живописных полотен или мраморной скульптуры. Немало писателей, художников и музыкантов прибегают к всевозможным ухищрениям с целью стать заметными, обрести свое лицо. У Раздолиной характер музыки - это и есть ее характер.
    Можно сказать, что Злата Раздолина - композитор широкого диапазона, и не только музыкального, но и тематического. До репатриации она написала более семисот песен и романсов на слова Блока. Есенина, Мандельштама, Бальмонта, Брюсова. Северянина, Цветаевой, Гумилева. Но особое место в ее творчестве занимает ахматовский цикл. При его исполнении создается впечатление, что именно в этот момент перед нами родились и эти звуки, и эти слова. Будто Злата выражает в романсах свои сокровенные чувства, а не исполняет музыку на слова Анны Ахматовой. Нет сомнения, что духовная близость великой поэтессы и прекрасного композитора породили цельность и гармонию слов и музыки. Вершиной цикла стала музыка к "Реквиему". Никому до того не известная Злата Раздолина одержала победу над многими именитыми и маститыми композиторами. "Реквием" неоднократно звучал в эфире в исполнении хора и оркестра ленинградского радио и телевидения. На торжественном концерте, посвященном столетию со дня рождения Анны Ахматовой, его исполняли в Колонном зале Дома Союзов

.... В наше время романсы не в моде: куда большим почетом пользуется однообразное хриплое выкрикивание текста песен, резкие телодвижения под яркие вспышки лучей лазеров в цветном тумане, окутывающем эстраду. Но мода недолговечна, она меняется вместе с быстротекущим временем. Нет никакого сомнения, что время выделит рок-музыкантов, бардов и исполнителей других музыкальных жанров, имена которых войдут в классическое наследие нашего века.
    Когда я слушаю исполнение Златы Раздолиной, я ощущаю себя живым свидетелем рождения вечного искусства, далекого от моды, но неспособного собирать полные стадионы слушателей. Стихи, превращенные в песни и романсы, обретают новую жизнь, многократно расширяя аудиторию, ибо интеллигентных, утонченных, рафинированных ценителей поэзии неизмеримо меньше, чем любителей концертного исполнения музыкальных произведений, написанных на эти стихи.

Злата Раздолина, Герман Кронгауз

Previous post Next post
Up