В России продолжает работу программа развития школьного образования "
Учитель для России" - аналог международной программы Teach For All, партнер-сооснователь которой The Boston Consulting Group. К программе "Образование для всех" имеют отношение не только The Boston Consulting Group, но и многие другие транснациональные корпорации, которые за последние 20 лет стали заказчиками для этой сферы по всему миру. Активно продвигая свои цели через международные организации, они изменяют цель образования - не создание личности, а "поставка" людей, обладающих примитивными "компетенциями", рассказывает кандидат исторических наук, доцент МГИМО Ольга Четверикова. О том, какую разрушительную силу имеют программы, подобные Teach For All, она рассказала в интервью корреспонденту Накануне.RU
Вопрос: Ольга Николаевна, первые выпускники программ "Учитель для России" уже преподают в российских школах, идет второй набор. Вы что-то знаете об этой программе и об аналогичных? В чем их цель?
Ольга Четверикова: Это все надо рассматривать в рамках общей перестройки образования, которая у нас происходит, начиная с конца 1980-х гг. Это непрерывный процесс, идущий в соответствии с программой встраивания России в глобальный мировой порядок - экономический, политический, мировоззренческий и идеологический. А во-вторых, это все происходит в рамках программы поведенческого противоборства, которую реализуют США в отношении России, и не только. У американцев сейчас происходит приватизация всех сфер социальной жизни, передача функций государства частным структурам. И в связи с этим граница между частным и государственным размывается. Распространяется это и на оборонную сферу, на сферу военную, на разведывательную сферу.
Нужно четко понимать: сегодня то, что мы называли раньше военно-промышленным комплексом, представляет собой такую мощную систему, которая включает в себя государство, банки, инвестиционные фонды, оборонные предприятия, частные корпорации, разведывательные структуры. И сюда же входят образовательные учреждения, то есть американские вузы.
Вопрос: Американские университеты встроены в эту систему?
Ольга Четверикова: Да, и, более того, любой американский университет может работать, и в значительной степени работает, на американское разведывательное сообщество.
Вопрос: Это целенаправленная политика?
Ольга Четверикова: Американцы в 2015 г. приняли стратегию Национальной безопасности, затем в том же году они приняли военную стратегию. А в 2014 г. они приняли документ, который называется "Третья оборонная инициатива: инвестиции и инновации". Что там предусмотрено? Это очень важно для нас - они отказались четко разделять войну и мир, то есть фактически нет разницы между состояниями войны и мира, отсюда ставка не на традиционные войны (горячие войны), а на то, что мы называем "регулярные", "симметричные" войны, "гибридные" войны. Второй очень важный момент - это то, что они отказались от традиционного деления экономики, производства и образования на военную и гражданскую сферы. Больше нет гражданских отраслей, все американские бизнес-компании, университеты и даже общество в целом должны работать на благо национальной безопасности, решая военно-разведывательные задачи.
Вопрос: Это военная диктатура, получается?
Ольга Четверикова: Ну, фактически, да. И при этом особое внимание они уделяют не только информационной войне, но и тому, что называют поведенческим противоборством. Это принципиально новая сфера, которая у нас малоизвестна.
Вопрос: Психологическая война?
Ольга Четверикова: Нет, не психологическая. Психологическая - входит в информационно-психологическую. Это противоборство - воздействие на то, что формируется на иррациональном уровне человека. Это - манипулирование привычками, стереотипами, ценностями, обычаями, культурными нормами, все то, что формируется как раз в системе образования. Либо на конфессиональном уровне.
Вопрос: Через кино еще, наверное?
Ольга Четверикова: На культурном уровне абсолютно верно, да - через Голливуд, через внедрение американских стандартов, в общем, они здесь значительно продвинулись, но в сфере светского образования и религиозного обучения пока нет. Поэтому сейчас именно образованию и религии (посмотрите, что происходит в Сирии на конфессиональном уровне) уделяется внимание. В связи с этим сейчас в 15-ти университетских центрах идет внедрение того, что можно назвать американским разведывательным образовательным сообществом, поскольку они встроены в это сообщество, там занимаются разработкой технологий, как изменять эти ценности, нормы, привычки - то, что они называют рутиной. Прежде всего, на конфессиональном и образовательном уровне. Сегодня, когда мы говорим об образовании, нужно понимать, что американцы делают ставку на создание глобального общеобразовательного пространства, создаются условия для перекачки наших "мозгов" за рубеж, для перестройки сознания в целом у наших детей, молодежи.
Вопрос: Грубо говоря, подобные проамериканские школы лидерства - это обучение "варваров" по продвинутым программам?
Ольга Четверикова: Конечно, главное для них - создать глобальное образовательное пространство, это ключевая цель для них, потому что это эффективнейший способ контроля сознания, начиная с раннего детства. Надо понять, что это стало возможно в силу того, что сейчас образование фактически превращено в сферу услуг, хотя у нас везде прописано, что это функция государства, что оно якобы бесплатное и так далее. На самом деле, речь идет о том, что власти превратили эту сферу в сферу услуг, и это произошло после подключения нас в Болонскую систему, которая тоже являлась таким глобальным проектом перестройки системы образования европейцев, превращения образования в сферу услуг, что тоже для них никогда не было характерно. А второе - уже с 1970-х гг. разрабатывалась, а в 1990 г. утвердилась центром при ЮНЕСКО программа глобального образования - она так и называется, то есть это фактически перестройка сознания всего человечества на основе глобального видения, пантеистического образования, но скрывается все это под видом толерантности, необходимости глобализации. Утверждена эта программа была в Дакаре в 2000 г. на международном образовательном форуме, который поставил задачу до 2015 г. создать общеобразовательное пространство с переводом на такое глобальное видение. Фактически речь идет о том, что создается программа, которая несовместима с традиционной системой ценностей вообще.
Вопрос: Какая цель?
Ольга Четверикова: Тем самым американцы преследуют две задачи - перекачка "мозгов" и технологий, вторая - перестройка сознания. Вот эта задача была поставлена, и сейчас она реализуется полным ходом. У нас это стало возможным почему? Потому что, действительно, уже с 1989 г., все 1990-е гг. проходило так называемое реформирование образования. На самом деле речь шла о том, что было разрушено советское образование, а вместе с советским образованием было разрушено самое главное - общеобразовательное пространство. Мы перешли на ЕГЭ, перешли на Болонскую систему, мы перешли на новые стандарты, произошло разрушение общеобразовательного пространства, ликвидировали признание необходимости обязательного общего образовательного минимума. Вот когда у нас были введены образовательные федеральные стандарты - это стало революцией, потому что федеральные образовательные стандарты закрепили вместо знаний - компетенции.
Вопрос: Что это значит?
Ольга Четверикова: Компетенции - это не обязательное образование, которое было прописано раньше, компетенции можно толковать как угодно. Фактически речь идет о том, что формируются такие компетенции, которые в данном случае необходимы, и приспосабливаются к потребностям глобального рынка. Это все происходило постепенно, а уже основательно это произошло, когда в 2011 г. была принята концептуальная база перестройки нашего образования, и этот документ, который называется "Концепция инновационного развития России до 2020 г." - это ключевой документ, потому что он прописывает, что целью России является переход на инновационно-ориентированную модель развития до 2020 г. И особое внимание там уделяется образованию, перед которым поставлена задача, несовместимая с сохранением традиционной русской системы, потому что речь идет о формировании инновационного человека, адаптивного к постоянным изменениям.
Предусмотрены следующие вещи: во-первых, предусмотрены такие изменения, которые позволили бы максимально полное распространение международных стандартов, стимулирование международной мобильности студентов, расширение присутствия иностранных специалистов, иностранных операторов, внедрение иностранных языков, соответствующих иностранных моделей, стандартов и всего прочего. Во-вторых, там сказано, что надо внедрять такие образования, которые расширили бы участие представителей высокотехнологичного бизнеса в управлении, формировании и реализации программ вузов, а также их наблюдательных советов. Это там было прописано так же, как было прописано, что необходимо с раннего возраста осуществлять перестройку сознания. Причем, как написано в отчете, в реализации эта стратегия носит открыто рыночный характер, и главным действующим лицом, основным субъектом, является бизнес. О чем идет речь? Крупный бизнес перешел к установлению контроля над высшей школой России. И не только над высшей школой, но и над общеобразовательной школой, и дошел до уровня детских садов.
Вопрос: Для чего они это делают, создают из человека сразу будущий винтик для своей системы?
Ольга Четверикова: Речь идет о том, что главным критерием работы общеобразовательного учреждения становится конкурентоспособность на рынке услуг, в том числе международном. Поэтому главная задача - формирование конкурнетноспособного человеческого потенциала. Это тоже не пустые слова, это записано в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 г. Она была принята в декабре 2014 г. и то же самое было прописано в программе "Развитие образования" на 2013-2020 гг. Задача - формирование конкурентоспособного человеческого потенциала, и общеобразовательные школы перестраиваются на такие принципы, которые обеспечили бы конкурентоспособность на рынке услуг. Когда была эта программа принята, нам объяснили в прессе, что это означает - через пять лет будет сокращено на 80% число филиалов вузов, на 40% будут сокращены сами вузы. Далее банки, которые являются одними из разработчиков этой концепции и возглавляют институт развития образования ВШЭ, заявили, что нужно создать условия для честной конкуренции, и дальше сказали, что сокращение будет оправдано, если мы внедрим систему он-лайн дистанционного обучения и разработаем действенную, независимую систему контроля за качеством обучения. Это очень важный момент в дистанционном обучении.
Вопрос: Но что дает дистанционное обучение?
Ольга Четверикова: Дистанционное обучение дает возможность создать прямой канал связи - из одного центра идет обучение, к которому подключается масса людей. А что за программа, какова методика - это уже разрабатывается не у нас. Что это означает? Что вузы ориентируются теперь не на интересы государства, а на интересы частного капитала. Процесс этот у нас никак не осознают, что образование - это еще функция государства, что государство должно заботиться об этом. Речь идет о том, что, действительно, образование приспосабливается к интересам частного капитала, и он выступает в роли заказчика. Он диктует содержание образования, а содержание образования определяется потребностями мирового рынка. Поэтому компетенции - это, на самом деле, просто объем навыков, который нужен бизнесу, который диктует его содержание. Второй важный момент - когда наша высшая школа интегрируется в глобальный рынок образовательных услуг, она оказывается под контролем транснационального капитала, потому что он доминирует на этом рынке. И третий очень важный момент - российские вузы перестраиваются по модели американских университетов, переходят на частные интересы, и в силу открытости глобального рынка это превращает наши вузы в прямые каналы по перекачке не только "мозгов", но и научных разработок. Причем тех разработок, которые ведутся в интересах разведывательного сообщества США.
Вопрос: Кто играет ключевую роль в обеспечении этого процесса?
Ольга Четверикова: Три центра - это Высшая школа экономики, центр Сколково и созданное в августе 2011 г. Агентство стратегических инициатив. А Сколково - это вообще глобальный проект, который создавался именно как проект, который будет коммерционализировать инновации, это нам еще Сурков объяснил. Еще там совершенно четко было прописано, что такое Сколково - что это биржа альянса государства, глобальной корпорации, при которой государство предоставляет корпорациям доступ к национальным услугам производства. Этими инновациями могут заниматься только глобальные корпорации полного цикла. Так говорил тогда Сурков, когда все это создавалось. То есть они заявили, что у них уже есть глобальная машина по продаже сырья - это Газпром, теперь надо создать такую глобальную машину по продаже инноваций - это "Мозгпром".
Вопрос: Сколково - это "Мозгпром"?
Ольга Четверикова: Именно Сколково разрабатывает все эти программы, не только для высшей школы, но и для общеобразовательной, и именно с их подачи создан главный механизм по реализации этой программы - коммерционализации наших вузов, это программа "5-100-20", которая разработана в 2012 г.
Вопрос: И насколько успешно идет реализация?
Ольга Четверикова: В соответствии с этой программой пять российских вузов должны войти в сотню мировых университетов. Это так красиво звучало, но о чем идет речь? Отобрали 15 вузов, лучших вузов, которые у нас занимаются научно-техническими разработками, готовят ребят для технической сферы, что связано с ВПК. Они оказались под управлением международного совещательного органа, который называется Совет по повышению конкурентоспособности - туда входит шесть российских и шесть иностранных специалистов, в том числе Эдвард Кроули, профессор Массачусетского Университета, который связан с программой НАСА - это пентагоновская структура, и таким образом понятно, что это за человек, и для чего это все делается. На проектный офис в Сколково было возложено организационное и методическое сопровождение, экспертная оценка этого проекта. То есть при этом Сколково выступает как генподрядчик по отношению к другим институтам развития, фактически речь идет о том, что они реализуют модель для наших технических образовательных учреждений - необходимо превратить их в центры по перекачке на Запад лучших "мозгов" и новейших научно-технических разработок прикладного характера.
Вопрос: Какие вузы попали в программу?
Ольга Четверикова: Туда входит МИФИ, Институт стали и сплавов, МФТИ, Самарский аэротехнический университет, Нижегородский государственный университет и другие - такие ключевые вузы. Они теперь подвергаются (с тех пор, как они в эту программу вошли) фундаментальной трансформации, в соответствии с планами мероприятий, которые названы "дорожными картами", они предусматривают вхождение в мировые рейтинги университетов и обеспечивают софинансирование из внебюджетных средств с привлечением иностранных преподавателей, иностранных студентов, и фактически иностранного контроля. В 2014 г. состоялась первая встреча ректоров, было принято решение создать ассоциацию, которая называется "Глобальные университеты", уже создано восемь рабочих групп по следующим направлениям: единый контракт с учетом поддержки иностранных специалистов, англоязычная среда, исследование внутриуниверситетской среды, кадровый резерв, электронное образование - вот это дистанционное взаимодействие с зарубежными партнерами, творческие инициативы, встречи реакторов. И одна из приоритетных задач - обеспечение сетевого взаимодействия вузов-участников проекта. Среди учредителей этой ассоциации НИУ Высшая школа экономики, которая сама, кстати, в эту программу не входит, но она является институтом особого плана, потому что она не при Министерстве образования, а при Правительстве. В силу этого она обладает особым статусом. Председателем этой ассоциации "Глобальные университеты" является Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ.
Вопрос: Как методики внедряются в другие вузы, в образование в целом?
Продолжение: часть 2....