Когда власть имущие следуют законам природы

Sep 13, 2015 12:56




Немного об управлении.
Есть такое явление - компетентная власть. Соответственно есть и другое явление - некомпетентная власть. Чем отличается первое от второго?

Первое имеет в своей основе служение нечто бОльшему, следование законам мироздания, природы, нравственным законам, духовным - разные люди называют их по разному, но суть в них одна. Это законы, которые позволяют маленькой или большой системе развиваться, развивая каждую её часть, балансируя все процессы, соблюдая баланс "брать- давать".

Чтобы было проще понять, о чём идёт речь, для примера возьмём часть мира, Вселенной - человеческий организм.
Наш организм устроен и живёт по законам действительным для Вселенной. По этим законам живут все системы - семья, компания, государство, организм птички, рыбки, жучка. Как только система нарушает значительное количество этих законов, она теряет согласованность, свзязанность и разрушается...

«Мы для новой красоты

Нарушаем все законы,
Преступаем все черты…» /Дмитрий Мережковский/

Попробуйте какой-либо орган в своём организме ограничивать, попоробуйте пойти против естественной природы вещей и весь организм начнёт болеть. В этом случае организм включает саморегуляцию, функции страдающих или больных органов берут (компенсируют) на себя другие органы. Казалось бы, и в системе (компании, государстве) можно включить саморегуляцию. Можно, если знаешь, по каким законам она работает, что главное, а что второстепенное. Ведь, принцип саморегуляции в организме человека (или животного, или окружающией среды) придумал не человек. Значит, человек должен следовать тому, что мудрее его - закономерностям, позволяющим системам, как можно дольше жить и развиваться.

Человек соединяет в себе законы Неба и Земли, духовное и материальное. Следуя законам духовным он управляет материальным. Духовные законы придумал не человек, он их описал, наблюдая мир вокруг. Понаблюдайте и вы увидите эти закономерности, которым следует жизнь...

Когда в системе разрушительные процессы значительно превышают долю созидательных, когда главное игнорируется, а второстепенное ставят во главу угла, система умирает. Когда часть целого следует не общей цели, ценности, а своей собюственной воле, желаниям, прихотям и страстям, система раздирается на части - разрушается.
Если долго и целенаправлено заливать в себя алкоголь, печень откажет и дорога к праотцам будет открыта.
Что же является печенью в компании, а что головой и кто/что управляет процессами и балансом? Это вопросы, на которые бы хорошо было знать ответы, если вы управляете компанией, системой.

Как проявляются разрушительные процессы? Что главное? Об этом подробно мы говорим на семинаре для собственников и руководителей всех уровней  - "Управление и власть". Управлять системой, отдельным человеком, не зная этих законов, не соблюдая их, можно не долго. Степень напряжённости в системе и в отношениях с отдельным человеком будет нарастать и двигаться в сторону разрушения самой системы, отношений или того, кто управляет. Последний будет платить своим здоровьем. Хаос (несоблюдение иерархичности законов природы) разрушает системы и здоровье.

Простой пример, как только руководитель начинает потакать своим сотрудникам, в компании начинается хаос...
Как только сотрудники начинают проявлять свой нрав, творчество или инициативу, не согласованную с общими задачами, начинается хаос...
Как только члены коллектива требуют, чтобы их мнение (а они все разно-направленные) было учтено и реализовано, начинается хаос...
Если коллектив един, согласован, а руководитель бесконечно экспериментирует с инновациями, компанию лихорадит от нововведений, ей не дают адаптироваться к новшеству, внедряя что-то ещё, начинается хаос...

Начинается он сначала в головах и сердцах людей. В невидимом мире. Созрев в этом невидимом, духовном мире, он отражается в материальном - сначала через отношение людей к работе, руководству, процессам и результатам труда, другу к другу, правилам и пр. Потом отражается на качестве услуги или продукции, а потом и прибыль отреагирует... снижением...
Ответственность это тоже закон нравственного характера, духовного порядка. Если с ответственностью беда, значит, будет беда с прибылью, достатком, самоуважением, ростом, существованием, нравственность... Всё взаимосвязано, всё влияет на всё. Надо знать, как тончайшее влияет на грубое.

Порядок сохраняет здоровье системы и отдельно взятого человека.

Повторюсь, компетентная власть проявляется в соблюдении законов природы, которым подчиняются малые и большие системы, всё в этом мире, что охватывает глаз и что невидимо.

Если компетентную и некомпетентную власть выразить в метафоре, то первая власть сеет семена согласия, созидания и мира, а вторая сеет семена войны, раздора, деструктивности.

Ниже, из Источника приведу примеры проявления компетентной власти:

***
Китайский моральный и этический кодекс поведения имеет очень древнюю историю, которая восходит к императору Шуню, вошедшему на трон в 2255 г. до н. э. За много веков до распространения учения Конфуция, в V веке до н. э., император Шунь был известен как основатель в Китае социальных правил взаимоотношений в семье и между различными членами общества.

Он говорил, что между отцом и сыном должна быть любовь, справедливость - между монархом и его министрами, обязанности - между мужем и женой, уважение к старшим и доверие между друзьями. Это стало основой китайской этической культуры.

***

Однажды император Яо объезжал страну со своими министрами, чтобы посмотреть, как живёт народ. Во время этой поездки они побывали в небольшом городке. По пути они встретили у дороги связанного стражниками человека в назидание другим. Император Яо спросил стражников: «Какое преступление совершил этот бедолага?» Стражники ответили: «Он украл еду». Император Яо спросил связанного: «Почему ты украл еду?» Человек ответил: «У нас нет пищи из-за засухи». Услышав это, император Яо попросил стражников связать также и его, объяснив, что император должен нести ответственность за то, что людям приходится воровать.

Стражники и министры императора Яо опустились перед ним на колени. Один из министров сказал императору Яо: «Преступление было вызвано засухой, это не имеет ничего общего с Вами».

Император Яо ответил: «Это моя обязанность помогать людям быть готовыми к катастрофе, воспитывать людей так, чтобы они не воровали, даже когда им нечего есть. Как Вы можете говорить, что это не связано со мной?»

Император Яо приказал своим министрам связать его и  стал рядом с вором. Люди приехали со всего региона, чтобы посмотреть на своего связанного императора, и многие были тронуты до слёз. Несколько человек упали на колени перед императором Яо и признались в преступлениях, которые они совершили в прошлом. Они сказали, что готовы принять наказание.

Вернувшись во дворец, император Яо объяснил своим чиновникам: «Я не могу винить стихийные бедствия, если люди испытывают в жизни трудности и невзгоды. Надо смотреть в себя. Я не могу винить людей, если они не в силах вынести трудности. Мне нужно задуматься над тем, как я управляю страной, и в каких вопросах совершил ошибки?»

Озабоченность императора Яо судьбой своего народа вызвала у людей глубокое уважение. Он жил простой жизнью и считал благосостояние подданных своим приоритетом. Сталкиваясь с трудностями, он всегда искал причины в себе.

Император Яо был глубоко почитаем в народе. Во время его правления жизнь людей становилась всё лучше и лучше.

***

Цзян Цзыя (1152 г. до н. э.) был известен как мудрый советник Вэня, правителя царства Чжоу. В возрасте 32 лет Цзян Цзыя ушёл в горы, где совершенствовался по даосизму. Он улучшал себя, стараясь жить в соответствии с даосским учением.

В то время династия Шан вела постоянные войны, и он ушёл в горы, в частности для того, чтобы избежать войны. После 40 лет совершенствования он спустился с гор. Поскольку он был вынужден искать убежища в доме друга, то чтобы как-то прожить, делал бамбуковые корзины, приобретал пшеницу, молол её и продавал на рынке; торговал крупным рогатым скотом, занимался гаданием и так далее. Но он не мог оставаться долго на одной работе: и каждый раз, когда он начинал новое дело, вскоре терпел неудачу.

Из-за этого его жена часто ругала его. Позднее он стал служить чиновником высокого ранга в качестве офицера у последнего правителя династии Шан, императора Чжоу Синя, который был деспотичным правителем,  пристрастным к алкоголю и женщинам. Цзян Цзыя пришёл к выводу, что конец династии Шан уже близок. Он решил переехать с женой в царство Чжоу, которым правил царь Вэнь.

Однако его жена не хотела ехать с ним, потому что считала его ни к чему не способным. Таким образом, он в одиночку бежал в Чжоу. Цзян Цзыя каждый день отправлялся на реку ловить рыбу. Он использовал короткое удилище и длинную леску, а на крючке не было никакой приманки. Он считал, что царь Вэнь в какой-нибудь день пройдёт мимо, и терпеливо ждал. Многие люди задавались вопросом, поймает ли он что-нибудь вообще? Цзян Цзыя сказал, что благодаря терпению он когда-нибудь получит то, что хочет.

Прошло несколько лет, и Цзян Цзыя исполнилось 80 лет. Однажды царь Вэнь был на охоте. Он остановился у реки и поговорил с Цзян Цзыя. «Мир принадлежит не одному человеку, а всем людям в мире», - сказал Цзян Цзыя, высказав мнение, что царь должен вести себя нравственно и достойно, тогда он будет править добродетельно.

Царь Вэнь был впечатлён взглядами Цзяна на народ и правителя и пригласил Цзяна быть его военным советником. Цзян Цзыя помогал сначала Вэню, а потом его преемнику в царстве Чжоу - правителю Ву. С его помощью была основана династия Чжоу, самая продолжительная династия в истории Китая.

***

У-ван был сыном Вэнь-вана, правителя царства Чжоу. Через 12 лет после наследования трона он основал династию Чжоу (1122 до н. э. - 222 н. э.). Династия Чжоу является важным периодом китайской истории. Она продолжалась в течение девяти веков, за это время сменилось 37 императоров. В 221 г. на смену ей пришла династия Цинь.

Чжоу была не только самой продолжительной династией в истории Китая, это было время расцвета древней китайской цивилизации. Философия конфуцианства и даосизма, зародившаяся при династии Чжоу, оказала влияние на все последующие поколения.

В начале своего правления У-ван спросил у Цзян Цзыя, своего военного советника, существует ли в мире метод, который бы позволил будущим поколениям навеки сохранить национальное достояние, созданное предками. Цзян Цзыя ответил У-вану, что в книге, унаследованной от предыдущих правителей, описан один такой способ, и что он должен проникнуться большой искренностью и уважением к этому методу, прежде чем начнёт читать книгу.

Три дня спустя император У-ван, надев корону и обратившись лицом к Востоку, почтительно попросил Цзян Цзыя ознакомить его с книгой. Цзян Цзыя начал читать: «В управлении страной успешен тот, кто почитает Небо, остерегается лени и стремления к комфорту, тогда дела его будут процветать. У того, кто пренебрегает своими обязанностями и жаждет комфорта, дела будут ухудшаться. Если некто следует праведности, а не личным желаниям, то будет успешен в своих начинаниях; если же личные желания возьмут верх над праведностью, его замыслы не реализуются. Это простой и действенный путь, которому должны вечно следовать будущие поколения».

Услышав эти слова, император У-ван был полностью убеждён в их истинности и проникся ещё большим уважением к ним. Он приказал написать эти слова на зеркале, умывальнике, колоннах, столбах, дверях и окнах, чтобы они могли всё время воодушевлять его и служить напоминанием. Несмотря на то что У-ван был императором, он спрашивал совета у мудреца, чтобы улучшить свои мысли и поведение, стремясь к достижению совершенной мудрости, которая позволила бы ему понять волю Бога.

В результате династия Чжоу существовала в течение 900 лет благодаря императорам, которые хранили наставления основателя, совершенствовали свою нравственность, почитали Небеса и были милосердны к народу.

С уважением, Елена.

P.S. Ближайший семинар, на тему повышения компетентности проявления своей власти, планирую провести в октябре. Место действия - Москва. Подробности скоро будут на сайте.

Управление, Прибыль, Бизнес, Власть, Компетентность, Закономерности

Previous post Next post
Up