Что многие понимают сегодня как демократию, представляет собой неверный идеал. Принцип “Я так же хорош, как и ты” неправильный принцип демократии. Он отнимает смирение, доброту, высокий идеал. Кроме того, что такое думать, будто камфара и кость, мел и сахар равны, потому что они белые! Приятная идея, что все равны, но если вы настроите пианино так, чтобы все ноты были одни и те же, то вам больше не понадобится музыка.
...Настоящая демократия выращивает себя сама, ценя тот идеал, которому соответствует. Таким образом, люди поднимаются до высокого идеала для того, чтобы быть равными на высшем плане, вместо того, чтобы быть равными в невежестве.
Высший идеал ценится немногими.
Они ценят дух революции, людей, которые совершают революции, озабоченных одной конкретной идеей, независимо от всего остального, как это происходит во многих местах. Например, когда произошло восстание против католической церкви, что случилось? Это восстание было направлено не только против церкви, но против идей этой церкви. Все, что было хорошего в ней, тоже отметалось, потому что восстание было не только против того, что было нежелательно, но против всего, что имело к ней отношение. Именно с того времени чувство и глубина религии, существовавшие в западном мире, по всей видимости, уменьшились и уменьшаются с каждым днем.
Когда человек пренебрегает идеалом, то возникает тенденция пренебречь всем, что к нему относится. И сегодня в мире происходит так, что искусство личности утеряно в одержимости демократией. Только духовное воззрение дает человеку настоящее чувство демократии: для каждого человека любой другой - родственник, независимо от того, брат он, враг или большой друг. В соответствии с духовным воззрением, человек рассматривает каждого, как себя самого. Он видит свой собственный дух, его душа отражается в душе другого человека. Вот настоящая демократия: когда человек видит себя и в высшем и в низшем человеке.
Несомненно, что человек достигает такого идеала поэтапно. Первый этап к этому высокому идеалу - это доброта. Потому что добрый человек предпринимает первый шаг к искусству личности. И это не обязательно должно быть потому, что он богат, или занимает хорошее положение, или имеет высокий ранг. Но лишь только человек стал вдумчивым, то его первым шагом будет стать добрым.
Можно подумать, что каждый старается быть вдумчивым. И все же, когда мы рассмотрим две вещи в нашей повседневной жизни - необходимость молчания и необходимость разговора, то можем открыть, что сделали тысячу ошибок. Сердце человека, подобно хрупкому стеклу, настолько деликатно, что однажды его разбив, потом очень трудно снова восстановить. На самом деле, оно никогда до конца не восстанавливается, каждый удар и ущерб, однажды ему причиненный не заживает. Человек может извиняться и просить прощения, но то, что сделано - сделано, что сказано, то сказано. Слово не теряется. Каждое слово, которое мы произносим, где-то остается: в сердце слушающего, в пространстве, в земле. Оно остается и впоследствии находит выход.
Очень часть человек воспринимает привычку болтливости. Он тратит свое собственное время, свое мышление и время и других, что часто заканчивается смущением. Человек ничего не добивается бесполезными спорами, забавно видеть, как часто человек спорит потому, что он не знает. Он продолжает спорить, потому что он не знает и хочет узнать от другого то, что знает тот. Кроме того, то, что вы не можете понять своей собственной мудростью, внутренней интуицией, можете ли вы понять это через дискуссию, спор? Очень часто это потеря времени.
Есть другие, для которых разговор - это своего рода времяпрепровождение. В конечном итоге, они выматывают себя, становятся нервными и ничего не приобретают. Кажется порой, что молчание хранить очень трудно, но, в то же время, это великое благо. Очень часто вы избегаете разногласия, дисгармонии. Молчание хорошо как для мудрого, так и для глупца.
Кроме того, чем больше вы развиваетесь, тем больше видите разных типов людей, подобно тому, как разные клавиши пианино: одна ниже, другая выше. Так каждый человек имеет разную степень эволюции. Тогда, чем выше вы развиваетесь, тем больше будете понимать, что нельзя каждого погонять одним и тем же кнутом, вам придется говорить с каждым по-разному. Иными словами, вам придется говорить с каждым человеком на его собственном языке. Если вы будете говорить на другом языке, который он не понимает - это нелепость, он не поймет вас. Если он менее развит, то он злоупотребит словами, которые вы сказали. Если он высоко развит, и вы скажете что-то, что не достигает уровня его развития, то это сделает вас маленьким в его глазах. В чем же польза? Кроме того, вы всегда увидите, что словами вызывается ненужная дисгармония. Сколь ни была бы дисгармонична атмосфера других людей, если у вас есть слово мудрости, вы сможете рассеять облака дисгармонии.
Расскажу вам забавную историю из собственного опыта. Однажды, когда я путешествовал, я встретил человека очень плотной эволюции, солдата, который всегда жил среди военных и у которого были свои собственные идеи. Современный образованный человек на Востоке понимает по-иному, и часто подвергается критике со стороны некультурных людей. Когда мы с ним разговаривали, я сказал для гармонии: “Что ж, мы братья!” Он посмотрел на меня в великом гневе и сказал: “Братья! Как ты смеешь говорить такое!” Я сказал: “Я забыл. Я ваш слуга, сэр”. Он был очень доволен этим. Я мог бы поспорить, но это вызвало бы дисгармонию без причины. Глупость этого человека вспыхивала прямо как огонь. Я вылил на нее воды и погасил ее. Это не унизило меня - мы все слуги друг друга - и порадовало и удовлетворило его.
/Хазрат Инаят Хан/