В 1930 году 59-летний одинокий Луи Мартине (Мишель Серро) обследуется у доктора Леона Галипо (Мишель Галабрю). Доктор понимает, что жить Луи остаётся всего ничего. Семейство Галипо предлагает Мартини пожизненную ренту: у него имеется хороший дом в живописном, но на тот момент абсолютно безвестном, местечке Сен-Тропе на Лазурном берегу Франции и, согласно договору, Мартине будет выплачиваться сумма, базирующаяся на ценах на алюминий, а когда он умрёт, дом наконец-то перейдёт во владение Галипо. Леон и его брат Эмиль (Жан-Пьер Даррас) с супругами Эльвирой (Рози Варт) и Маргарет (Одетт Лор) радостно потирают руки, но старичок почему-то не торопится на тот свет, получая неплохой стабильный доход и наслаждаясь небогатой, но приятной и деятельной жизнью.
Француз Пьер Черния, один из сценаристов фильмов про Астерикса, приложил руку и к сценарию «Пожизненной ренты» с соавторстве со сценаристом Рене Госинни , а также выступил режиссёром фильма, вышедшего в прокат в 1972 году. Комедия получилась настолько совершенной, что остаётся только сожалеть о её малоизвестности в России.
Поначалу алчное семейство пребывает в радужных мечтах о своём домике и не желает зла Мартине, терпеливо дожидаясь его естественной и скорой кончины. Они не мошенники и не преступники, всё законно, вот разве что старичку забыли сказать, что он протянет всего лишь год, от силы два, но небольшое лукавство никому не причиняет вреда, ведь Мартине один-одинёшенек на целом свете, и на его недвижимость больше никто не претендует. За метаморфозами персонажей наблюдать интересно и поучительно, они все очень разные. Отец братьев мало что понимает в происходящем, потихоньку впадая в детство, а старуха-мать умудряется одновременно желать заполучить домик и в то же время, чтобы Мартине был жив.
Белокурая Маргарет кажется доброй и сердечной, Эмиль большей частью лишь сокрушается, что прогноз братца не сбывается, но не стоит забывать, что вся основная четвёрка замышляет козни против Мартине, которые могут привести к расстрелу ничего не подозревающего старика! Ах да, годы-то проносятся мимо, и вот уже вторая мировая и оккупация немцами Франции... Отдельное удовольствие доставляют политические предсказания доктора о Гитлере, Муссолини, Франко. Надо ли говорить, что ни одно не сбудется, а от его звучащей рефреном присказки «уж поверьте мне!» сводит скулы от смеха.
От довольно безобидного желания погреть руки на имуществе, которое вроде бы так легко достанется, герои переходят к страстной мечте всеми правдами и неправдами избавиться от слишком живучего старикана. Такие добропорядочные буржуа в начале фильма, и как же они меняются по ходу действия! Подрастает и сынок Эмиля и Эльвиры Ноэль (взрослого его сыграет Клод Брассёр), которому ещё предстоит исполнить свою партию в деле заполучения недвижимости.
Мартине, ничего не подозревая о зловещих тучах над его головой, искренне считает всё семейство Галипо своими добрыми друзьями. Он дружелюбен и весел, он очень добр, принимает у себя целый отряд эвакуированных детишек во время войны и с утра до вечера организует досуг ребят, нянчится с соседскими детьми, выращивает садик и катается на велосипеде, флиртуя с молоденькими девушками. Зритель поневоле начинает сочувствовать симпатичному человеку, который вроде бы ничего не делает, чтобы помешать злодеям, каковыми становятся Галипо, однако, божье провидение явно на его стороне, а у Бога отменное чувство юмора.
Этот контраст между алчным семейством Галипо и наивным душевным Мартине придаёт дополнительную комичность ситуациям, которыми изобилует фильм. Сценарий великолепен, снят фильм отменно, ни одной минуты провисания, и каждая деталь имеет значение. Все ружья, развешанные в первом акте, обязательно выстрелят, ни одна идея не останется повисшей в воздухе. Комедия по сути-то чёрная, но не злая. Даже хочется пожалеть всех этих мелочных людей, попавшихся в собственные смертельные ловушки, как делает это добрый доверчивый Мартине.
С удовольствием рекомендую эту замечательную комедию!
Поосмотрено для
Французской кинорулетки (КР#19) от
iw_gdk