В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» меня всегда интересовала последняя глава под названием «Фаталист», ведь на первый взгляд она несколько чужеродна роману в целом. Речь в ней идёт о роковой судьбе, о предначертанной смерти, которую не избежать. Но кто является фаталистом? Вулич? Печорин? Или сам Лермонтов?
Впрочем, если подумать об остальных сюжетных линиях, то тема игры со смертью возникает не раз. В «Бэле» Печорин с риском для жизни отнимает красавицу-черкешенку у Казбича. В «Тамани» его могут убить контрабандисты, что едва и не происходит, когда он опрометчиво садится в лодку с «ундиной», не умея плавать. А в «Княжне Мери» он мог погибнуть на дуэли с Грушницким.
Однако, в этих историях Григорий ввязывается в опасную игру в силу своих психологических особенностей и мотивов, в «Фаталисте» же он намеренно проверяет на практике идею фатальности. Главы переставлены, хронологический порядок изменён, и мне кажется, что «Фаталист» совсем не случайно завершает роман.
Это не просто забавная (или ужасная) зарисовка из жизни. В первой части рассказа речь идёт о смертельном пари (заряжен пистолет или нет) в военном гарнизоне. Вулич мог погибнуть, стреляя себе в голову, но не погиб. Печорин замечает, что это странно, так как он ясно видел на лице Вулича печать смерти.
Ночью приходит трагическое известие, Вулич по пути к себе на квартиру был зарублен шашкой вусмерть пьяным казаком. Печорин делает предположение, что злой рок всё-таки настиг игрока с судьбой, и поэтому ему не удалось избежать смерти. Но на этом рассказ не заканчивается. Безоружный Печорин, прыгнувший в окно хаты, где укрывался готовый на всё убийца, рисковал жизнью, хоть и продумав план нападения на казака. Тем самым, он на практике проверяет предопределенность судьбы, ставя на кон свою жизнь.
Мысль о фатализме проходит красной нитью через весь роман. Вот несколько цитат:
«И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?»
«Отчего я не хотел вступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?»
«Какую цель имела на это судьба?»
«Судьба ли нас свела опять на Кавказе, или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит?»
«Да, такова была моя участь с самого детства. С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм»
«Зачем я жил, для какой цели я родился?... А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения...»
Иногда Печорина любят наделять эпитетами типа расчетливого манипулятора. Не соглашусь, он часто сетует на то, что сам не понимает, что его направляет. «У меня несчастный характер: воспитание ли сделало меня таким, Бог ли меня так создал, не знаю» Хотя, с другой стороны, заметно и перекладывание ответственности за свои поступки на злой рок, судьбу.
Похоже, что Печорину нравится быть и сценаристом, и постановщиком, и актером (особенно это заметно в «Княжне Мери»), но любопытно и то, что его попытки контролировать ситуацию и играть в Бога ведут к непредсказуемым им самим последствиям. Хотел всего лишь унизить Грушницкого, но убил. Пофлиртовать с Мери, а для юной девушки это обернулось драмой. Любя Веру, он создаёт ей огромные проблемы. Печорин самостоятельно принимает решения, вот только приводят они к роковым последствиям, коих он не предусматривал.
Григорий укрывается за спасительной иронией и отказывается верить в иррациональное, он, кстати, скорее агностик, нежели атеист. Ну а том же «Фаталисте», предприняв попытку доказать предопределенность судьбы, Печорин подавляет в себе желание поверить в собственные выводы и иронизирует над наивной верой «людей премудрых» в то, что «светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах».
Любопытно, что Печорин обладает способностью предчувствовать некоторые события, которые можно объяснить его опытом (хотя большой ли опыт в 25 лет). О Грушницком: «Я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать». О Мери: «У меня есть предчувствие... Знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет ли она меня любить или нет». Вере: «Я знаю, мы скоро разлучимся опять»
Но самым трагичным является его предчувствие собственной смерти: «Мне осталось одно средство: путешествовать... Авось, где-нибудь умру на дороге». И действительно, Печорин, возвращаясь из Персии, неожиданно умер, хотя ему было всего около 25 лет и у него было крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов.
Сам Лермонтов - более глубокая личность, чем его герой. Лермонтов отразил в Печорине собственное бунтарство и скептицизм, однако, в поэзии Михаил Юрьевич говорил и о мистицизме, и о вере в Бога, впрочем, не предлагая веру, как единственный путь обретения почвы под ногами в земной жизни, в отличие от Достоевского и Толстого. Но ему было всего лишь 27 лет, когда его жизнь трагично оборвалась, слишком рано во всех смыслах.
P.S. Кадры в посте из сериала «Герой нашего времени» (2006). Рекомендую! Игорь Петренко богически хорош в роли Печорина.
Старая гвардия выше всяких похвал: Сергей Никоненко (Максим Максимыч), Ирина Алферова (княгиня Лиговская), Авангард Леонтьев (Вернер). Порадовала Эльвира Болгова в роли Веры, изобразившая чувственную и влюбленную женщину. Юрий Колокольников в роли Грушницкого довольно органичен (не люблю это актера за однообразие, но в 2006 году об однообразии говорить еще было рано, и роль по нему). Не сразу привыкла к Петренко (как водится, книжного героя мы видим по-своему), но он довольно быстро покорил меня, теперь другого Печорина и трудно представить.
Написано в рамках
восьмого задания (выбрана тема «рок, судьба, карма»)
Творческого марафона "90 дней зимы"