Период 1920-30-х - золотой век в истории отечественного кинематографа. Да, существовали некоторые идеологические цензурные рамки, но кино получалось новаторским, талантливым и очень живым. Может, именно потому, что цензура отсеивала шлак? Фильмы тех лет входят в списки мировых кинематографических шедевров. Зачастую в них отражена тема революции и строительства социализма, а как иначе, этим жила страна.
В фильме "Дом на Трубной" Бориса Барнета показано время НЭПа в отдельно взятом московском доме. Похоже, идеологическая задача этой ленты была проста: профсоюз - хорошо, без профсоюза - плохо! Это действительно так, но я была удивлена, что речь идет не о профсоюзах больших фабрик и заводов, профсоюзы защищали права даже маленьких наемных работников. В Доме на Трубной кипит жизнь, особенно, на общей черной лестнице. Жильцы изображены очень гротескно, их действия выглядят совершенно дебильно, на этой лестнице чистят половики, выбивают пыль из чучела леопарда и рубят дрова, хорошо, что помои не выливают на головы соседей!
У парикмахера Голикова (Владимир Фогель) нет прислуги Боже, несчастье-то какое!, властная жена (Елена Тяпкина) возлежит на кровати и раскрашивает свое злобное личико, поэтому парикмахер все делает сам, мечется между кастрюлями и самоваром, а жена ищет прислугу, не состоящую в профсоюзе, чтобы поменьше платить.
Им подворачивается деревенская девушка Параша Питунова (Вера Марецкая), волею судеб оказавшаяся в Москве, и парикмахер с женой ее эксплуатируют по-черному. Конечно, со временем девушка распознает, чо_к_чему, и вступит в профсоюз. Но перед этим ее тезка будет выбрана в Моссовет, и жильцы Дома на Трубной превратятся в гоголевских персонажей "Ревизора", для Параши подготавливается шикарный прием, парикмахер с женой разве что не вылизывают ту самую лестницу и готовят обильное застолье.
Первоначальный сценарий Беллы Зорич акцентировал внимание на Золушке на новый лад, малограмотная деревенская девушка оказывается в Москве, горбатится по 24 часа в сутки, но потом жизнь ее преображается к лучшему не из-за принца, а из-за обретения новых друзей, профсоюза и активной общественной жизни (хотя и любовь обозначится). Но сценарий перекроили Эрдман, Мариенгоф, Шершеневич и Шкловский, и акценты как-то неуловимо сместились. Им потом вменяли в вину, что, мол, непрофессионально это, экспозиция длится пять частей, а развязка занимает только одну часть!
Но, во-первых, отчетливо проявилась любимая тема самого Барнета - социализация маленького человека. Деревенская девушка чувствует себя, конечно, безумно одинокой в огромном городе и чужом доме. И как же здорово показана ее радость (а надо сказать, что Параша напоминает бесхитростного ребенка), когда ее берут на работу, и она надевает фартук, как символ принятия ее хоть куда-то, и как горестно она его складывает при увольнении. Огромное счастье героиня испытывает, попадая на спектакль, то хлопая в ладоши вместе с веселой молодежью, то топая изо всех сил ногами (начало спектакля затягивается). Огромное воодушевление Параша чувствует на митинге в колонне, жизнерадостно маршируя, ходит, ходит.. и постепенно остается одна-одинешенька. Она и в профсоюз-то вступает, потому что подруга-активистка Феня (прекрасная Ада Войцик) позвала, и там будет здорово не одной.
А во-вторых, смотреть этот фильм - огромное удовольствие, потому что чувствуется, как вся съемочная команда его творила: с огромным драйвом, и кайфом от каждой минуты съемок. У меня такое ощущение, что прямо во время работы рождались какие-то вещи, а давайте вот так попробуем снять, а давайте здесь вот это сделаем.
"Случаев коллективного конструирования сценариев у нас не было. А если и случалось порой коллективное "многоглавие", то это был совсем особый, чаще всего юмористический казус. Так было со сценарием "Дома на Трубной". Хорошо помню, как рассказывал Виктор Борисович (Шкловский) про эту веселую, бесшабашную - методом "подкидывания" - работенку. Как встречались по двое, по трое на студии или в ресторане и под водительством режиссера драконили эпизод за эпизодом" (М. Кушниров, историк кино, критик, сценарист)
Фильм немой и черно-белый, поэтому экспрессивность впечатляет. И так много каких-то гениальных мелочей, типа лестницы дома в разрезе, дворников, метущих ранним утром тротуары, в луже отражается Храм Христа Спасителя, и они по нему метут-метут, пока он не исчезнет совсем.. Параша ловит утку, привезенную из деревни, водитель трамвая выпрыгивает из окна, чтобы спасти ее (Парашу и утку), а потом в замедленной съемке он словно бы запрыгивает назад, чтобы зрителю рассказали, как девушка оказалась на трамвайных рельсах. А дуэль - выбивание ковриков! Питунову приютил ее земляк Семен (Владимир Баталов), ставший в Москве шофером (а это прекрасная машина, кожаные краги и кепка!), ухаживающий за очень изящной домработницей Маришей (Анель Судакевич), живущей в том же доме, только она, в отличие от Параши, настоящая барышня. Как же классно снята эта сцена, когда соперницы стучат выбивалками по коврикам на веревках, взаимно ускоряясь.
Это очень чаплиновский фильм, ужасно смешной и трогательный местами. Фильм после выхода критиковали, и я не скажу, что не по делу, все замечания (в довольно корректной форме) - по существу, и то, что до Чаплина пока далеко, и драматургия хромает. Фильм несовершенный, но сделанный с огромной творческой жизнерадостностью, которая у его творцов хлещет через край так, что еще на три фильма хватит.
И сейчас это смотрится, как словно бы дали на машине времени перенестись на московские улицы той поры (а кадры Москвы и узнавание существующих и исчезнувших локаций (как Сухаревская башня) - отдельное удовольствие), пожить в доме на Трубной, повыбивать там половики, сходить на спектакль, где простодушная Параша выскочит из зрительского зала и настучит по голове французскому генералу (вот она, сила искусства), которого случайно сыграл ее работодатель Голиков, покататься с Семеном на машине, вступить в профсоюз...
В общем, великолепный винтажный фильм, услада глаз для кинофилов, для всех, кто интересуется историей кинематографа.
P.S.В театре:
Для кинорулетки "Советское кино 1920-1930-х годов"