В
Московском художественном академическом театре им. М. Горького состоялась премьера спектакля "Сцены из супружеской жизни" по мотивам пьесы Ингмара Бергмана. Поставил спектакль режиссер Андрей Кончаловский, а играют Юлия Высоцкая и Александр Домогаров.
Шесть сцен из двадцати лет совместной жизни Марины и Ивана. Вернее, зритель впервые встречает пару по прошествии десяти лет их супружества, Марина - юрист, а Иван - невролог, они живут в уютной квартире недалеко от московского зоопарка, и в начале истории кажется, что все у них хорошо, как с любовью друг к другу, так и с совместимостью характеров. Лишь какие-то мелочи заставляют думать, что не все так лучезарно в этой семье.
(c) все фото и видео с сайта театра Это немного переделанное начало моей рецензии на фильм Бергмана:
Сцены из супружеской жизни (мини-сериал) / Scener ur ett äktenskap, 1973, реж. Ингмар Бергман. Все очень похоже..
... но на дворе - лихие российские 90-е, о чем напоминают видеокадры между сценами, проецируемые на экраны - Ельцин на броневике, молодой Киркоров, штурм Белого Дома, "два кусочека колбаски у тебя лежали на столе, ты рассказывал мне сказки, только я не верила тебе"... Но, кстати, события в стране не сильно влияют на благополучие наших героев, им удалось сохранить работу, не оставить профессию. Как и в бергмановском фильме внимание акцентируется на гендерных семейных взаимоотношениях, а желание перенести действие пьесы в 90-е годы двадцатого века Кончаловский объясняет тем, что в то время в нашей стране произошел кризис института брака, а кроме того "так много произошло за последние несколько десятилетий, что необходимо испытать чувство ностальгии, оценить - что мы потеряли и что нашли".
Click to view
В то время, как внимание зрителя занято документальными кадрами, сцена мобильно и незаметно перестраивается между показываемыми эпизодами, то это квартира Марины и Ивана, то офис, то домик где-то на краю Земли. Юлия Высоцкая потрясающе смотрится и в домашних халатиках с бигудями на голове, и в эффектных платьях, надеваемых согласно сценарию, когда героиня хочет выглядеть красиво, и в свободном свитере, ну а Ивана одеть еще проще - в майку-алкоголичку и удобные штаны для дома, стандартный костюм для работы, что-то более кажуальное для отдыха..
На спектакль я шла, испытывая некоторый скепсис и размышляя о том, возможно ли после Бергмана поставить что-то близкое по качеству. Но я, не побоюсь этого слова, была просто потрясена тем, что сделал с классическим материалом Кончаловский. Шведы Бергмана - Марианна и Йохан - несомненно, были интересны в ракурсе их супружеской жизни, тема отношений в паре практически всем близка, понятна и не может не затрагивать эмоционально. Но теперь они превратились в Марину и Ивана, а наполнение каждой сцены неуловимо изменилось в деталях и стало на порядок ближе, понятнее и эмоционально затрагивает гораздо сильнее, потому что это - потенциальные коллеги, друзья, соседи, чью личную жизнь мы можем волшебным образом наблюдать, и по тексту рассыпаны наши штрихи - "квартирка в Черемушках", "прекрасный вид.. на хрущевку", "мы уезжаем в Питер", "есть блестящая возможность поработать в Америке", "давай-ка к столу, у меня - мясо "по-французски", салат с крабовыми палочками и вино "Бычье сердце"".
Мне очень понравились и Высоцкая, и Домогаров, слаженный дуэт, идеально показывающий пару, где от любви до ненависти - один шаг, но и из ненависти к любви - примерно столько же. В интерпретации Кончаловского Марина получилась более сильной, энергичной, уверенной, местами, возможно, более истеричной, чем Марианна, но можно сказать по-другому - она более откровенна в проявлении своих эмоций. А Иван в исполнении Домогарова - на порядок более рефлексирующий человек, чем швед Йохан, и это потрясающе, насколько герой становится выразительнее, и сочувствуешь ему гораздо больше, чем Йохану, и Домогаров обаятельнее. А еще помню, что меня тронула сцена в фильме, в которой Марианна говорила, как ходила к психотерапевту после разрыва с Йоханом, как ей было тяжело... Но в спектакле, когда Юлия-Марина начала кричать "я хотела сдохнуть, сдохнуть, сдохнуть", у меня потекли слезы..
Не надо думать, что будешь рыдать весь спектакль, присутствует тонкий мягкий юмор, есть светлые моменты, но есть, конечно, по Бергману и Достоевскому и моменты отвратительные.
Еще зацепило то, что обращаясь к 90-м, режиссер философски задумывается, а так ли была плоха жизнь перед 90-ми, так ли плох дефицит материального, ведь когда наступает царство золотого тельца, начинается дефицит времени. Времени, отпущенного на возможное счастье и саму жизнь, поскольку ты должен тратить его на выживание, на накопление дензнаков.
В интервью журналистам Кончаловский так говорит о творческом успехе: "Александр Сергеевич Пушкин сказал, что художник играет на трех струнах: сострадание, смех и ужас. Если вам это интересно - это есть сверхзадача, если нет - значит, у меня не получилось"
Получилось, Андрей Сергеевич. Спасибо Вам и актерам!
Благодарю за приглашение проект
Москультура, сообщество
moscultura и
tushinetc