(c) все фото с сайта театра Для театральной рулетки. Спектакль на сцене "Сатирикона" не видела, поэтому любопытно было ознакомиться с ним в театральной рулетке, смотрела запись телеканала "Культура".
В постановке Юрия Бутусова Ричард III - уродливый хромой горбун, он настолько уродлив внутренне, что это якобы отразилось и на его облике, он лишен нравственности и сочувствия, он совершает отвратительные поступки и радуется, калеча судьбы других людей или лишая их жизни на пути к власти. Константин Райкин чрезвычайно хорош в этом образе, это и имитация калеки с горбом, полупарализованной рукой и своеобразной прыгающей походкой, и жуткий оскал улыбки нравственного урода, все это создает единый впечатляющий образ.
На фоне Райкина остальные выглядят статистами, я думаю, и в театр шли в основном на него, но актерский ансамбль очень даже достойно смотрится, а в наши дни спустя 14 лет любопытно увидеть заявивших о себе в кинематографе театральных актеров, таких как Марьяна Спивак, сыгравшую в звягинцевской "Нелюбви", или Тимофей Трибунцев ("Домашний арест").
Сценография довольно минималистична и причудлива, но выглядит отлично в контексте, вся эта мятая бумага, картонные птицы и звери, нарисованные окна и двери. Невозможно не отметить игру со светом, причудливые огромные тени и мистически струящийся свет, сопровождающий пророчества королевы.
Очень своеобразно и театрально обставлены смерти персонажей. Герцога Кларенса убивают... вином, выплескивая его из бокалов, и струи, как удары шпаг словно бы пронзают его тело; граф Риверс лишается головы, ее "отрубают", заматывая газетами; герцога Бекингема хоронят под тяжеленными матрасами и так далее. Это все добавляет фарса в трагедию, ведь жанр-то спектакля не чисто трагедийный, перед зрителем - трагифарс.
Еще из забавного то, что некоторые актеры играют несколько ролей. Играл Максим Аверин герцога Кларенса, его убили - стал Максим королем Эдвардом, а убили Эдварда - и перед зрителем - небритая герцогиня Йоркская. Не надо думать, что в театре - нехватка актеров, как приземленно подумала я! Можно предположить или сюрреальность происходящего вкупе с бумажными птицами и фантасмагоричными смертями, словно бы это не жизнеописание реального Ричарда, а его сон, или/и равнодушие Ричарда III к судьбам никчемных в его понимании людишек, настолько сильное, что окружающие для него обезличены.
В целом - спектакль очень неплох и могу себе представить, в каком восторге была театральная публика, увидев все эти нестандартные решения Бутусова и воплощение актерами во главе с Райкиным его замыслов на сцене. В 2004 году все это должно было смотреться свежо: переосмысление классики, трагифарс с клоунадой вместо трагедии, потакание дурному вкусу публики.
А вот смотреть сейчас все это в записи можно только из любознательности, настолько это театрализованное представление, абсолютно не подходящее просмотру на телеэкране. Актеры кричат, особенно, актрисы, сценографию и прочее я высоко оцениваю, поскольку театр-то люблю, и представляю, насколько интересно все это смотрится вживую на сцене, уверена, что я бы тихо охала от восторга, находясь в зрительном зале и наблюдая за гигантскими тенями или Райкиным, обладающим превосходной пластикой и то дико сверкающим глазами, то безумно улыбающимся. Но сатириконовский "Ричард III" просто ужасен на телеэкране. Создавались же фильмы-спектакли, и, если уж брать шекспировскую тему, то истинное наслаждение можно получить от просмотра
"Двенадцатой ночи" театра "Современник" с безумно забавной Анастасией Вертинской в роли Оливии, Мариной Нееловой (близнецы брат и сестра!), восхитительным Олегом Табаковым - Мальволио, благородным Богатыревым - Орсино, тем же Константином Райкиным в комичной роли сэра Эндрю и еще рядом прекрасных актеров и актрис.
Спектакль сейчас не играется на сцене, так что надо было смотреть вовремя. Ну а Константин Райкин получил "Золотую маску" за лучшую мужскую роль в сезоне 2004-2005.