Классический вестерн, отличающийся шикарными пейзажами, в черно-белом варианте выглядящими особенно графично, высушенная земля, причудливые скалы, кактусы в три человеческих роста.
Примерный семьянин Дэн Эванс (Ван Хефлин) борется с засухой, ему отчаянно не хватает для этого денег, скот на ферме может погибнуть, поэтому он вызывается доставить главаря банды Бена Уэйда (Гленн Форд) до станции, и на поезде проследовать с ним прямиком в тюрягу. Но этому могут помешать бандиты, выслеживающие, где находится их босс. В городке же шериф и золотопромышленник пытаются сколотить команду стрелков из трех с половиной калек, ну а Уэйд, закованный в наручники, оказавшись с Эвансом в номере для новобрачных, пытается соблазнить его, но не своим ладно скроенным телом, а деньгами.
Их напряженные диалоги - украшение фильма, Гленн Форд рисует образ бесстрашного, крайне уверенного в себе бандита, который, впрочем, всегда, якобы, стремится избежать кровопролития. Речи его источают мед, он настоящий змей-искуситель, и Эвансу приходится нелегко, Хефлин несколько проигрывает рядом с Фордом, но все же составляет с ним неплохой дуэт в этом моральном поединке.
Главарь банды еще и чертовски обаятелен по отношению к женщинам, схватить его удалось из-за того, что он задержался после ограбления дилижанса в салуне полюбезничать с прекрасной барменшей (Фелиция Фарр). Очаровывает девушку он по законам бродячей романтики, говоря о странствиях и тех прекрасных девах, которые танцевали для него в далеких барах.
"Я чувствую огромные моря,
Колеблемые лунным притяженьем,
И сонмы звезд, что движутся горя,
От века предназначенным движеньем.
О, если б ты всегда была со мной,
Улыбчиво-благая, настоящая,
На звезды я бы мог ступить ногой
И солнце б целовал в уста горящие."
(с) Гумилев
Не настолько красиво, конечно, но интонация та же.
И жене Эванса он успевает сказать вкрадчивый комплимент, используя те же фразы, которые неотразимо действуют на прекрасный пол, исходя из его сладкоречивых уст.
Нет четкого противопоставления плохого и хорошего героев, сознательно или бессознательно идет перекос зрительского восприятия в сторону симпатии к главарю банды, мужественному и обаятельному грабителю и убийце, подчиняющегося, однако, определенному кодексу чести, мотивация же фермера банальна - деньги, хотя с ним происходит кое-что интересное, любящая тихая жена умудрилась высказать ему по поводу бандитов нечто, похожее на вопль отчаяния, доколе, мол, они будут бесчинствовать в наших краях, и эти ожившие в памяти слова вкупе с тем, как она улыбнулась бандиту, говорившему ей про ее большие глаза, с упреками от самого Уэйда - мол, получишь от меня деньжат и несчастную жену свою приоденешь, все это порождает в нем решимость, как у большого ребенка "вот умру я, поплачете все над моим гробом, но я пойду до конца". Это эмоциональное напряжение, нарастающее в обоих героях к моменту отправки поезда и решающей схватки, кажется очень ценным для фильма.
Что показалось забавным.
Бандиты выглядят сошедшими с рекламы Мальборо, гладко выбритые, расфранченные, ловко держащиеся в седле. Ни одной по-настоящему зверской рожи. А сам Уэйд - брутальный симпатяга-медвежонок с горящими глазами.
Тщательно встроенный саундтрек, музыка чутко откликается на каждый чих, на каждое движение в кадре.
В классических вестернах необходим хэппи-энд по законам жанра, и хотя здесь он своеобразный, выглядит странноватым, несколько трупов - дело житейское, а у нас у всех все будет хорошо. И некое морализаторство в конце ощущается, но, если привыкнуть за время просмотра к тому, что герои не канонические, то неправдоподобность развязки не будет так уж бросаться в глаза.
Есть некоторое ощущение театральности местами, так что зритель все-таки не погружается в эту историю, как совсем в реальную, а помнит, что это декорации Дикого Запада, поэтому иногда герои выражаются несколько напыщенно, но это местами.
В целом же, фильм с одной стороны наполнен классической эстетикой американского вестерна и будет любопытен для ознакомления с направлением, а любителям жанра, возможно, доставит удовольствие всеми необходимыми составляющими. С другой стороны, фильм расширяет границы вестерна, вскрывая некий психологический пласт, где и сомнения "хорошего" героя, и противоречие поступков "плохого", склонного к благородству бандита, постоянно преподносящего сюрпризы по ходу повествования и отклоняющегося от канонического образа злодея.
Фильм просмотрен для
"Тематической кинорулетки №20. Классические вестерны"