Режиссер Дмитрий Акриш решил, видимо, несколько подзапутать зрителя, назвав свой спектакль по пьесе Горького
"Мать". Однако, спектакль - не по мотивам романа "Мать", это пьеса "Васса Железнова". Произведение известное благодаря великолепному
фильму Глеба Панфилова с Инной Чуриковой в главной роли. Но! Фильм сделан по второй редакции пьесы. Почему Горький основательно переделал сюжет (совершенно другие дети, например, у Вассы), оставив центральный образ властной главы купеческой семьи, а не создав другую героиню, другую купчиху? Наверное, чтобы тоже запутать читателя. А в
Театральном центре "На Страстном" играют первую редакцию. Сам режиссер присутствует на сцене и в качестве актера в роли Михаила, управляющего.
Вассу Железнову (Марина Дегтярева) вольно или невольно сравниваешь с Чуриковой, ибо, Чурикова задала высокую планку для роли. Возможно, и режиссер находится под мощным влиянием созданного ею образа, поскольку героиня "списана" один к одному. Тот же визуальный типаж, худощавая, глаза пронзительные, прическа - гладкие волосы, тщательно зачесанные в пучок, интонации те же, манера говорить с нажимом. Образ сыгран цельный и выразительный, одежда, пожалуй, его портит - какой-то стеганый халат огромный поверх ночной рубашки.
Сын Павел (Григорий Южаков) - броский яркий в меру брутальный актер играет с такой сильной энергетикой, что возникает недоумение, Павел - импотент или изощренный девиант? Почему от него бегает сумасбродная сексуальная жена Людмила (Анастасия Дьячук), которую трясет от одной мысли о его прикосновениях? Бегает она и в одежде, и весьма привлекательно полуодетая, и просто в красных прелестных панталончиках, демонстрируя сексапильное тело. Но бегает, убегает, гуляет от мужа с агрессивно брутальным дядей Павла Прохором (Виктор Ворзонин).
А перечитываем Горького: Павел физически непривлекателен, возможно, горбун, физическое уродство наложило отпечаток на характер, да и Людмила вышла за него замуж от безысходности. Не знаю, не знаю, стоило ли гримировать актера, как Милляра под Бабу Ягу.
Но у Горького все просто и ясно, а со сцены показывают полностью обнаженного Павла под душем спиной к зрителю, и со спины во всяком случае У Павла все хорошо, все замечательно. Зато служанка Липа (Александрина Питиримова) посажена в инвалидную коляску, на которой она и выполняет все работы по дому.
Дочь Вассы Анна (Мария Милешкина) в отличие от слабо одетой Людмилы строгая, застегнутая на все пуговицы дама, не уступает в выразительности игры главной героине. Режиссер, заметив у Горького упоминание о том, что она стала курить, вкладывает в ее руку изящный мундштук с сигаретой, и курит Анна много.
Кроме упомянутых режиссерских находок - Людмилы в панталончиках, душа, льющегося прямо из-под потолка сцены, инвалидной коляски для служанки, крайне эффектны и неожиданны "водопад" зеленых яблок, огнетушитель в руках хрупкой Натальи (Полина Галкина) и танец персонажей под клубную музыку.
Click to view
Со сцены просто прет мощной волной энергия актеров, от движения, от реплик, даже от пауз, от звенящей тишины между диалогами, в большинстве своем пропитанными ненавистью к друг другу людей, попавших в ловушку, жаждущих денег, чтобы вырваться из клетки. Ненавистью, болью, жалостью, страданием, жестокостью.
Click to view
В спектакле заняты молодые актеры, выпускники ГИТИС (Л.Е.Хейфеца), вижу их не в первый раз, но каждый раз поражаюсь, насколько они выкладываются на сцене, насколько у них отсутствует автоматичность некая, когда актеры словно создают перегородку некую между собой и ролью, чтобы не погрузиться, не вжиться, не упасть, не пропасть. А тут ее нет словно бы, по живому режут себя. И после окончания спектакля такая усталость глубочайшая на лицах вдруг, такое "выныривание" из роли "кто я сейчас", с минуту-другую буквально.. Нарастится оболочечка со временем, толстокожесть актеру необходима, но сейчас у зрителя есть возможность увидеть неотретушированные опытом эмоции артистов, и это здорово.
Спасибо
mosblog за приглашение!
Фотографии (кроме Бабы Яги :)) с сайта Театрального центра.