Оригинал взят у
sibeaster в
Сполето - часть 5. Собор (начало)Я очень долго водил вас вокруг да около основных достопримечательностей Сполето - собора и замка. Мы на них поглядели и из Нижнего города, и с соседних гор. Но даже у самого плодовитого автора иногда иссякает поток фантазий, а уж автор этого блога плодовитостью никогда похвастать не мог. Так что прогулки закончились, и начинается осмотр самых интересных зданий и музеев города.
Если вы решите поехать к собору прямиком из Нижнего города на эскалаторах, то впервые вы увидите главный храм города на фоне величественного замка:
Если вы в состоянии экстаза проедете на эскалаторе нужную остановку, то можно будет насладиться видом на собор сверху:
Ну а если вам понравилась прошлая наша прогулка, и вы захотите ее повторить ("можем повторить" - наш новый зловещий патриотический лозунг), то первый раз вы собор увидите с вершины лестницы, ведущей на Соборную площадь.
Вид от собора на площадь:
Белая церковь наверху справа - это базилика Сант-Эуфемия, ныне часть Епархиального музея, куда мы тоже обязательно сходим, так что о ней рассказ будет попозже. А вот крайне правое здание - это бывшая церковь Санта-Мария-делла-Манна-д'Оро (что-то вроде Богородицы - Золотой Манны)
Эта церковь построена в 1528 году в честь спасения Сполето от императорской армии, возвращавшейся из разоренного Рима. Сполетцы не только не пострадали, но даже обогатились на торговых операциях с наемниками, так что "золотая манна" - это не столько красивый богородичный символ, сколько тщательно замаскированный образ золотого тельца. Здание с несколькими дверями слева от "Золотого тельца" - это театр Гая Мелисса (Caius Melissus), названный в честь местного уроженца - вольноотпущенника при дворе Августа.
На противоположной стороне площади можно увидеть утилитарное применение римского саркофага: он теперь фонтанчиком работает:
Ну а теперь с чистой совестью поворачиваемся к собору.
У собора было два храма - предшественника. Первый был освящен в честь мученика Примиана и к 1067 году был уже разрушен (от него осталась крипта под капеллой Реликвий, если верить на слово
сайту). Второй назывался Санта-Мария-дель-Весковадо и был разрушен в 1155 году войсками Фридриха Барбароссы. На их месте с 1177 года началось строительство нынешнего собора. В 1198 году папа Иннокентий III освятил главный алтарь еще строящегося храма, в 1207 году был завершен фасад (об этом свидетельствует дата на мозаике), а в 1216 году папа Гонорий III освятил собор - по всей видимости, строительство на тот момент было закончено. В последующие века к собору были пристроены несколько капелл (в том числе капеллы Эроли - 1497 год, Реликвий - 1540, Святейшей (в оригинале Santissime) Иконы - 1623) и портик (1491). В 1785-1792 годах интерьер собора был полностью переделан в неоклассический.
Конечно, два верхних яруса фасада полностью оттягивают на себя внимание (я уже дома понял, что напропускал многое в портике); нечасто встретить в одном месте аж восемь окон - роз.
Редкий случай, когда о мозаике так много известно: она выполнена в 1207 году, а работали над ней некий "доктор Солстернус" с тремя помиощниками Palmerius de Saso; Transericus Enrici; and Diutisalve Pingurini. Обо всем этом написано под мозаикой.
Пять нижних роз в ряд:
Там в объектив попали различные фигурки, ближе их, к сожалению, не разглядеть и, тем более, не сфотографировать.
Портик, напомню, появился в 1491 году:
Слева и справа там есть наружные кафедры, я почему-то заметил только одну:
В портике я почему-то пропустил две доски, упоминавшие вклад папы Урбана VIII и его племянника Франческо Барберини (они последовательно занимали сполетскую кафедру) в реконструкцию собора. Впрочем, у меня есть оправдание: я изучал портал XIII века.
Ну и милый лев у входа: