Оригинал взят у
sibeaster в
Трани - часть 1. Чуть-чуть истории, бухта и замок.В качестве введения скажу одно: Трани - это самое лучшее из имеющегося в Апулии. Вы же помните, апуло-романские соборы заявлены в ЮНЕСКО в качестве кандидатов на включение в Список всемирного культурного наследия? Как водится, при подаче кандидатов списком точный состав того самого списка будет оставаться загадкой до самого последнего момента (так было, например, с арабо-норманнскими памятниками Сицилии), но собор Трани, мне кажется, будет там на первом месте. Чтобы до последнего держать читателей в напряжении, я отложу рассказ о соборе напоследок (и без него в городе есть, что посмотреть); для разогрева просто полюбуйтесь
заставкой на их сайте.
Итак, Трани известен с IX века до РХ, прошел через темные века раннего средневековья и, начиная с византийской реконкисты IX столетия уже по РХ, превратился в один из самых важных приморских городов Апулии, да и всей Адриатики. Трани последовательно процветал при Византии, норманнах, Гогенштауфенах и анжуйцах; на короткое время (1496-1509) попал под власть Венеции, а после поражения Серенниссимы в войне Камбрейской лиги вернулся в состав Неаполитанского королевства, уже испанского. К тому моменту открытие Америки и турецкие завоевания на Востоке подкосили средиземноморскую торговлю, положив конец золотому веку Трани, но город вплоть до начала XIX века сохранял статус локальной столицы (с 1586 по 1808 годы административным центром провинции Терра ди Бари был не Бари, а Трани).
Однажды Трани невольно оказался в самом эпицентре мировой политики. Как уже неоднократно объяснялось, население Апулии к моменту начала норманнского завоевания было разнородным: здесь соседствовали как лангобарды - приверженцы римского обряда, признававшие духовную власть римского папы, так и греки с их родными византийским обрядом и Кпольским патриархом. Норманны по своему невежеству рубили сплеча: в отвоеванных ими у Византии городах открывались латинские храмы, и поставлялись латинские иерархи, что вызывало недовольство Византии. Спустя 1000 лет после тех событий, все эти споры об использовании квасного или пресного хлеба на евхаристии кажутся нам несущественными, но тогда спорящим сторонам казались принципиальнейшими. С другой стороны, чисто политической, наступление норманнов было неприятным как Византии, так и папе, что привело к возобновлению давно уже сошедших на нет контактов между старым и новым Римами - враг-то у них был общий.
И вот, посреди этой политической и религиозной неурядиц, в 1053 году КПольский патриарх сначала закрывает латинские храмы в столице, а затем - вот мы и добрались до нашего Трани - епископ Трани Иоанн получает письмо от архиепископа Охридского Льва. Охрид, сейчас маленький город в бывшей югославской Македонии, был тогда центром обширной автокефальной Церкви на Балканах - номинально независимой, но, поскольку все Балканы тогда входили в состав Византии, на деле подчинявшейся КПолю. Навряд ли Льву Охридскому было дело до Апулии - его рукой водил ККпольский патриарх. Послание Льва Охридскому Иоанну Транийскому было очень резким: все богослужебные отличия римского обряда от византийского назывались еретическими и иудейскими. Иоанн Транийский, если бы был умным человеком, сжег бы это неуместное письмо, но вместо этого он позаботился о широком распространении текста письма по Италии. Занимавший римскую кафедру папа Лев IX, бросивший все силы на создание единого фронта из двух империй и Рима против норманнских разбойников, был неприятно поражен: вместо политических реверансов он получил обвинения в ереси. Опять-таки, будь папа Лев более христианином, чем воином, он тоже мог бы забить на глупое письмо, но вместо этого он поспешил поднять брошенную перчатку. Последовало ответное послание из Рима кпольскому и охридскому архиереям, в котором уже их обычаи папа подверг разбору и осуждению. В переписку позабывших о братской любви патриархов вмешался император Константин IX Мономах (дедушка нашего Владимира), убедивший спорящих отозвать обвинения и попытаться договориться. В 1054 году из Италии в КПоль поехали папские легаты во главе с кардиналом Гумбертом, ну а далее... Что было далее, легко прочитать в умных книгах. Последствия того конфликта до сих пор не ликвидированы, Рим и КПоль, хоть и снявшие взаимные анафемы в 1965 году, по-прежнему официально не состоят в евхаристическом общении.
А ведь в начале этой лавины событий, расколовших Церковь, было глупое бранчливое письмо охридского рахиепископа епископу Трани; письмо, которое умный человек просто бы потерял или случайно сжег вместе со счетами за ЖКХ. Увы, епископ Трани предпочел письмо сохранить и распространить. Так что, находясь в Трани и любуясь местным бесподобным собором, помните: Великий раскол начался с маленького письма, и письмо это было адресовано сюда - в Трани.
Чтобы вы имели возможность переварить всю эту историю, я поработаю Айвазовским - покажу вам виды Транийской гавани.
Слева вдали возвышается кафедральный собор, справа виднеется Фортино - "фортик", закрывающий вход в городскую гавань.
Собор вы уже узнаёте. Исторический центр лежит прямо перед вами, на полуострове - там находятся церкви Оньисанти (она, кстати, видна) и Сан-Джакомо, которые я вам впоследствии покажу; на противоположном берегу полуострова стоит Транийский замок (его отсюда не видно)
Транийские церкви достойны отдельных рассказов, а вот замок могу показать и сейчас.
Замок был построен при императоре Фридрихе II, его сын Манфред праздновал в этих стенах свою свадьбу с Еленой Комниной. Вход в замок платный - 5 евро; на мой взгляд, цена необоснованно высока: если вы не фанат фортификаций, то делать в замке вам нечего...Всё неоднократно перестроено (при Бурбонах здесь была тюрьма), голые стены, пустые интерьеры и несколько романских барельефов.
Первородный грех, очевидно)))
Готический зал. По всей видимости, свадьба Манфреда и Елены пела и плясала здесь:
Вот такой люнет над входом в один из залов (зал по этому люнету и называется Залом павлинов):
Еще портал и окно, и на этом все:
Еще раз повторюсь: из посещенных мною апулийских (ну ладно-ладно, еще базиликатских) замков мне показались интересными лишь крепость в Бари (из-за гипсотеки) и Кастель-дель-Монте (хотя бы из-за приобретенной им мировой славы и места в ЮНЕСКОвском списке). Остальные замки можно со спокойной душой посмотреть снаружи, а на сэкономленные деньги купить мороженого. Но Трани не ограничивается замком! Здесь есть несколько интересных церквей и умопомрачительный собор Сан-Никла-Пеллегрино, которыми мы и займемся в следующих рассказах.