Оригинал взят у
sibeaster в
Лукка - часть 1. Собор (восточный и северный фасады)Признаться, я до последнего момента колебался, заезжать мне в Лукку или нет. От Флоренции ехать далековато; с Пизой, как стало понятно при изучении того же Муратова, Лукку в один день не совместить; Флоренция в теории казалась огромным городом с бесчисленными музеями...В результате Луккой было решено пренебречь, и даже скаченную гугловскую карту города я с собой не взял, чтобы не соблазняться. На практике же удалось, благодаря разумному распределению времени, посмотреть Флоренцию за два дня (третий запланированный на Ф. день поэтому был посвящен Пизе), Сан-Джиминьяно был взят за полдня (вторые полдня как раз потратились на Пистойю). В результате последний мой день в Тоскане - суббота - внезапно освободился для чего-то большого и светлого.
Ранним утром я в последний раз прогулялся по Ареццо, затем загрузился с вещами в скорую электричку до Флоренции, скинул вещи во флорентийском отеле и как раз поспел на электричку до Лукки. Около 10 утра я еще погружался в Ареццо в поезд (хваленый Regionale Veloce, следовавший из Рима во Флоренцию, умудрился уже в Ареццо опаздывать на 15 минут, в пункт же назначения он приехал с получасовым опозданием; и это называется Veloce!). Тем не менее, уже в 11-38 я, сбросив чемоданы в отеле, уже покидал Флоренцию в электричке, следовавшей до Лукки. Волею судеб мне попалась "медленная" электричка, которая от Пистойи до Лукки скорее тащится, чем едет, со всеми остановками. Есть еще электричка до Виареджо, также проходящая через Лукку, но останавливающаяся только на ключевых станциях; обратно я уже ехал на ней. Как уже отмечалось где-то ранее, тосканское ж/д распсиание очень простое: от Флоренции до Лукки, например, каждый час идут две электрички: "быстрая" в 10 минут и "медленная" в 38 минут - очень удобное и понятное расписание.
Лукка оставила самые яркие впечатления, в отличие от ее соседки Пизы. М.б, дело было в погоде (Лукка была само солнце, а в Пизе весь день накрапывал питерский дождь) или в толпах туристов (Пиза ими набита под завязку, в Лукке же они присутствовали в ограниченном количестве). Мое скромное мнение: если у вас образовался свободный день, и вы выбираете между Пизой и Луккой, то выбирайте Лукку без колебаний.
Старая часть Лукки окружена крепостной стеной, которую местные жители не только сохранили, но и используют в самых мирных целях. На стенах разбит сад, проложены пешеходные и велосипедные дорожки, и по ним можно обойти или объехать вокруг города. Если вы идете от станции, то, пройдя сквозь две стены (В буквальном смысле. Там пробиты пешеходные проходы), вы сразу же увидите собор Сан-Мартино (в честь св. Мартина Турского) с тыльной части.
С южной стороны собор закрыт пристроенными зданиями, так что лучше обходить его по "большому" кругу: южный фасад - апсида - северный фасад, в этом случае впечатления буду нарастать, и самый зрелищный западный фасад откроется самым последним.
Пока мы с вами собор обходим, вкратце расскажу историю. Местное предание связывает строительство церкви Сан-Мартино со святым Фредианом (VI век). Изначально кафедральным собором был не Сан-Мартино, а соседняя Санта-Репарата (до нее мы тоже дойдем). Обе церкви - Санта-Репарата и Сан-Мартино - были изначально построены на окраине Лукки, т.к. исторический (древнеримский) центр был густо забит зданиями, и места для новой стройки было не найти. В VIII веке в Сан-Мартино перебрался епископ, а в 780 году сюда из опустевшей приморской Популонии (не я придумывал название!) были перенесены мощи святого Регола. Новый статус храма и наличие в нем почитаемой реликвии стали причинами для перестройки собора, которая длилась с 780 по 1060 год. В 1070 году новый Сан-Мартино был освящен папой-реформатором Александром II (реформа папства началась при его предшественнике Николае II и продолжилась при преемнике Григорие VII), который до избрания на римскую кафедру был архиепископом Лукки и сохранял за собой луккскую кафедру до конца дней. Сан-Мартино образца 1070 года была характерной романской пятинефной базиликой, но ею история не завершилась.
В 1196 году было создано общество Opera del Frontespizio, задачей которого было устройство соборного фасада с портиком в подражание собору соседней Пизы. Фасад этот мы еще будем разглядывать в деталях, а пока лишь скажу, что его относят уже не к обычному романскому стилю, а к т.н. второму романскому (а то и проще, луккскому) стилю. Но и фасадом все не закончилось. В 1308 году собор было решено удлинить в направлении восток-запад, что на практике привело к полной перестройке здания. Пока шли работы, случился экономический кризис, но в отличие от Сиены, жители Лукки и их Opera del Frontespizio все же справились с поставленной задачей. Работы завершились около 1390 года, и на выходе здание собора получилось переходным от романского стиля к готическому.
Переходим на восточную сторону собора:
И насколько можно, детали апсиды (правильнее было бы сложить три последующих картинки в ряд и рассматривать их как единое целое):
Если бело-зеленые полосы я вам уже показывал, то такого количества ложных арочек еще в моих тосканских рассказах не было. Арочки эти разделены полуколоннами, а над каждой из этих полуколонн из фасада на зрителей смотрит человеческое лицо. К сожалению, мой фотоаппарат не может еще больше увеличивать, и крупнее эти лица я вам показать не смогу. Но таких лиц, совсем разных, там десятки.
Переходим на южную сторону. Здесь уже вместо заросшей травой площади проходит узкая улица, так что больших планов не сделать:
Зато каменные лица здесь получились на славу.
Еще один поворот, и мы с вами окажемся у главного (западного) фасада. Там впечатлений будет еще больше, так что передохнем.